28-06-20 / 2020
Новости отрасли
"Европейский шелковый путь": Китай дает транзиту Прибалтики последний шанс

В ЕС считают, что появление Европейского шелкового пути поможет восстановиться после кризиса, вызванного коронавирусом. Более того, в проект нужно активно включать страны Восточной Европы, а значит, у балтийских республик появилась возможность оживить свою экономику.

Коронавирус нанес серьезный урон по экономике европейских государств. Пока что не совсем понятно, как именно Брюссель будет помогать разным странам ЕС. Однако в экспертных кругах надеются не только на денежные вливания, но и на различные проекты, реализация которых способна помочь странам ЕС восстановиться после пандемии.

Одним из них считается транспортный коридор "Шелковый путь". Исследователи из Венского института международных экономических исследований опубликовали доклад "На что потратить деньги: предложения по восстановлению Европы после COVID-19". В нем говорится, что магистраль из Китая сможет дать столь необходимый в условиях кризиса стимул для развития ЕС.

"По самым скромным оценкам, "Европейский Шелковый путь" может привести к экономическому росту в среднем на 3,5% и увеличению занятости примерно на 2 млн человек в течение инвестиционного периода в 10 лет", – цитирует документ издание Railfreight.com.

Европейские исследователи подчеркивают важность участия в проекте именно Восточной Европы, чья инфраструктура остро нуждается в модернизации, а инфраструктурные инициативы в некоторых странах региона являются недостаточными и фрагментарными. Найдется ли в этом проекте место для стран Балтии и смогут ли они извлечь из этого выгоду?

Транспортный коридор – очевидная польза для всех

Как уверены специалисты из Венского института международных экономических исследований, коронавирус нанес настолько сильный удар по Евросоюзу, что для по-настоящему эффективного восстановления нужно потратить не менее двух трлн евро вместо запланированных 750 млрд. При этом обязательно надо уделить внимание транспортной сети.

"Европейский Шелковый путь мог бы соединить промышленные районы запада с густонаселенными, но менее развитыми регионами на востоке континента", – говорится в докладе из Вены.

Как рассказал аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев, это будет действительно неплохим стимулом для восстановления экономики ЕС. Транспортный поток в Европу полностью, конечно, не остановился, но все же у некоторых компаний "порвана" производственная цепочка. В новых условиях при пандемии им приходится чуть ли не с нуля восстанавливать логистику.

"Строительство "Европейского Шелкового пути" – это не только появление новой инфраструктуры, которая обязательно принесет определенную выгоду ряду отраслей, но и создаст новые рабочие места, причем не только в Западной, но и в Восточной Европе. Да, эффект может быть временным, как в случае с Крымским мостом. Но даже такой процесс очень полезен для экономики любой страны.

Напомню, для создания Крымского моста привлекали производителей цемента, арматуры, специального оборудования. Тогда поднялся даже местный малый и средний бизнес. Когда работы завершились, деятельность предприятий, разумеется, замедлилась. Но даже такого краткосрочного "рывка" хватило, чтобы оживить экономику региона", – считает аналитик.

Алексей Коренев напоминает, что один большой проект, в какой бы стране это ни происходило, всегда тянет за собой смежные производства, причем даже те, которые не являются прямыми участниками постройки. Эксперт привел пример США 30-х годов, когда прокладка автомагистралей и даже возведение небоскреба Empire State Building заметно оживило бизнес страны, хотя общая ситуация в экономике была плачевной. Это же было и в предвоенной Германии, которая во многом вышла из тяжелейшей инфляции благодаря строительству дорог.

Если Прибалтику привлекут к проекту "Европейского Шелкового пути" хотя бы частично, то это принесет региону неплохой заработок. На этапе строительства магистралей увеличится потребительский спрос на многие товары или на их транзит через страны Балтии.

"Литва, к примеру, при благоприятном для нее стечении обстоятельств, сможет принять участие в постройке коммуникаций на том отрезке, который будет рядом с ней. Латвия и Эстония могут обеспечить подвоз необходимого сырья, стройматериалов и оборудования, благо порты и коммуникации для таких задач у них имеются.

Евросоюз мог бы использовать страны Балтии для работ на участке в Восточной Европе, просто ради уменьшения логистического плеча. Зачем доставлять продукты питания, цемент или технику из Китая или Германии по суше? Проще ведь взять все необходимое из государств, которые находятся ближе к месту проведения работ или хотя бы воспользоваться портами Балтии", – рассказал эксперт.

Неплохой шанс для стран Прибалтики

Очевидно, что финансирование подобной магистрали – это задача, для решения которой потребуется экономическая мощь "ядра" Евросоюза. Эксперты, предлагающие создать Европейский Фонд Шелкового пути (ESRT), считают, что нужно учредить фонд в качестве публичной компании с ограниченной ответственностью.

Мотивация тут предельно проста. Такой шаг позволит привлечь внебюджетное финансирование инвестиций в инфраструктуру, то есть сделать сами европейские или китайские компании спонсорами магистрали, которая так нужна им для стимулирования товарооборота.

"Хотя ESRT может рассчитывать на государственную гарантию, когда речь заходит о выпуске долгосрочных облигаций, она формально будет частью частного сектора. Она будет иметь достаточный собственный доход от частных клиентов (пошлины)", – говорится в документе экспертов из Вены.

Этот момент, как считает промышленный эксперт кандидат экономических наук Леонид Хазанов, может оказаться крайне важным для Эстонии, Латвии и Литвы. Он уверен, что модернизация дорог в Прибалтике может быть произведена за счет средств Европейского фонда Шелкового пути, но многое будет зависеть от того, кто станет участником проекта, а также какие у него будут приоритеты.

"Если речь идет исключительно о государствах Европейского союза, то им важно будет не просто наладить быстрое сообщение между собой, но и использовать собственные материалы и технику при обновлении транспортной инфраструктуры в Прибалтике с последующим продвижением своих товаров на ее рынке. То же самое будет, если в фонде примет участие Китай. Он хоть и способен помочь с финансированием, тем не менее может дать его при условии применения произведенных в нем рельс и стальных конструкций, нанятых рабочих и тому подобное", – считает промышленный эксперт.

Впрочем, кандидат экономических наук уверен, что определенное "окно возможностей" у стран Балтии все же есть. China Railway Construction может заняться прокладкой тоннеля из Таллина в Хельсинки, в который не прочь вложить до 15 млрд евро китайский инвестиционный фонд Touchstone Capital Partners.

Он позволит состыковать железные дороги Скандинавии с остальной частью Европы, не только активизировав пассажирское сообщение между ними, но и ускорив доставку грузов в обоих направлениях. Разумеется, сама Прибалтика будет и в дальнейшем играть роль придатка к Европейскому союзу, только не сырьевого, а транспортного. Но, как подчеркнул Леонид Хазанов, это все равно лучше, чем вообще остаться вне проекта "Европейский Шелковый путь".

Время, когда нужно проявить инициативу

Пока что проект магистрали, которая должна серьезно увеличить товарооборот Азии и Европы, еще на стадии реализации. Не совсем понятно, станет ли Евросоюз выполнять в точности рекомендации исследователей из Венского института международных экономических исследований, и самое главное для Балтии – будет ли создан фонд, в который их пригласят?

Шансы на это, кстати, вполне неплохие. "Страны, расположенные вдоль северного маршрута, смогут увеличить свой экспорт в Россию более чем на 11 процентов. Это будет означать дополнительный товаропоток на сумму свыше 12,5 млрд евро", – говорится в документе.

Страны Балтии могут если и не стать частью магистрали, то хотя бы косвенно принять участие в ее создании. Более того, есть еще вариант с ответвлением от "Европейского Шелкового пути" в сторону скандинавских государств. Если Эстония, Литва и Латвия разыграют эту "карту", тогда у них получится компенсировать часть потерь транзита грузов из России. Однако для этого нужно заручиться поддержкой самих скандинавских стран и проявить немалую политическую волю.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Baltnews.ee28.06.2020