06-02-24 / 2024
Новости отрасли
Евразийские магистрали укрепляют союз

В минувшую пятницу в Алма-Ате в ходе заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМПС) подписан ряд документов, направленных на дальнейшее углубление взаимовыгодного сотрудничества стран – участниц ЕАЭС. Вопросы, связанные с развитием железнодорожной отрасли, вышли на первое место.

Прирост совокупного ВВП стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – России, Армении, Казахстана, Беларуси, Киргизии – по итогам прошлого года достиг 3,7%, что выше среднемировых значений, подчеркнул министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев.

В эпоху глобального изменения логистических цепочек переформатируются традиционные международные транспортные коридоры (МТК), и страны "пятерки" активно развивают транспортную инфраструктуру.

Углубление интеграции

В ходе заседания ЕМПС 2 февраля руководители железных дорог России, Казахстана и Беларуси заключили меморандум, который направлен на углубление сотрудничества по развитию транспортно-логистического потенциала союза. Подписи под документом поставили генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров, председатель правления АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" Нурлан Сауранбаев и начальник ГО "Белорусская железная дорога" Владимир Морозов.

Как подчеркнул Олег Белозеров, железнодорожная инфраструктура стран ЕАЭС занимает 10% от всей мировой сети, при этом по ней осуществляется 25% мирового грузооборота. "В настоящее время идет формирование новой логистической структуры, и вопрос развития железнодорожной сети пространства ЕАЭС занимает одно из первых мест. Мы подписали меморандум, где отмечается особая роль интеграционного проекта АО "Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс (АО "ОТЛК ЕРА")", – рассказал он "Гудку".

Документ определяет новый этап развития железнодорожного транзита в сервисах АО "ОТЛК ЕРА", в нем зафиксирована готовность сторон обеспечить переход на юридически значимый электронный документооборот и отказ от использования бумажной накладной ЦИМ/СМГС при оформлении международных перевозок для грузов, перевозимых транзитом по территориям Казахстана, России и Белоруссии, до 1 января 2026 года.

Стороны отметили необходимость перехода на безбумажную технологию перевозки грузов как внутри пространства колеи 1520 мм, так и с сопредельными странами с колеей 1435 мм, включая транзитное сообщение Китай – Европа – Китай. Совместная апробация и запуск пилотных проектов в части использования юридически значимых электронных перевозочных и товаросопроводительных документов в сообщении Китай – Европа – Китай будут реализованы на базе проекта АО "ОТЛК ЕРА", в том числе в режиме "регуляторной песочницы".

Согласно документу, железнодорожные администрации считают необходимым учитывать интересы друг друга и оказывать всестороннюю поддержку для повышения эффективности железнодорожных грузоперевозок по евразийскому пространству (удлинять и объединять поезда, согласовывать расписания контейнерных поездов, минимизировать порожние рейсы и непроизводительные простои).

Признается важность повышения транспортной связанности евразийского пространства посредством развития инфраструктуры транспортных коридоров. В качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества названо увеличение пропускной способности пограничной инфраструктуры на стыке пространств колеи 1520 мм и 1435 мм. Участники соглашения продолжат совместную работу по увеличению объемов согласования и передачи контейнерных поездов на пограничных переходах с Китаем.

Перечень расширился

В ходе заседания ЕМПС главы правительств стран-участниц одобрили расширение перечня приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов ЕАЭС в сфере транспорта, которые направлены на развитие евразийских транспортных коридоров и перспективных логистических маршрутов.

В частности, Казахстан представил два новых проекта. Так, предполагается модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры на участках Орск – Кандыагаш – Макат – Бейнеу – Болашак, Илецк-1 – Актобе, Челябинск – Тобол – Никельтау и Аксарайская – Макат, Шалкар – Бейнеу – Мангыстау, относящихся к МТК Север – Юг. Речь шла и о строительстве железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал и вторых железнодорожных путей на участке Казалы – Арысь, относящихся к коридору "Россия – страны Центральной Азии".

Киргизия же в части развития железнодорожной составляющей представила на рассмотрение проект строительства железной дороги Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече – Макмал – Джалал-Абад, которая позволит создать единую внутреннюю железнодорожную сеть и увеличить пропускную способность транзитных маршрутов через страну.

"Проекты позволят сделать транзит более комфортным, существенно снизить затраты грузовладельцев при перемещении грузов по территории стран ЕАЭС. Для них это возможность стать связующим звеном между рынками Европы, Азии и Ближнего Востока", – отметил министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев.

Теперь перечень приоритетных интеграционных транспортных проектов ЕАЭС увеличился до 11. Из них семь относятся к строительству или реконструкции автомобильных дорог международного значения, четыре – железнодорожных.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.02.2024