25-02-13 / 2013
Новости отрасли
Эволюция транспортного рынка в условиях реформирования ж/д комплекса продуцирует новые вызовы для госполитики и тарифного регулирования

Последние новеллы в данной сфере не только отвечают потребностям отрасли, но даже нередко работают на опережение. Большинство экспертов уверены, что несмотря на коллективный характер такой работы усиление роли ФСТ в большой степени является заслугой заместителя руководителя службы Тамары Стебуновой.

Безусловно, самым главным событием в сфере тарифного регулирования стало введение унификации тарифов на порожний пробег универсального подвижного состава. Отметим, что о необходимости данной меры участники рынка начали говорить практически с начала действия Прейскуранта № 10-01 и появления на сети РЖД приватного парка. Риски негативных последствий изменений в данной сфере были очень велики, поэтому сохранение статус-кво до недавних пор представлялось меньшим злом. Наконец, разработанный ФСТ проект был представлен для обсуждения. Конечно, однозначного одобрения абсолютно всех участников рынка данная модель не получила, но даже оппоненты признавали несомненную проработанность документа и дееспособность самой идеи, положенной в основу расчетов ФСТ. В целом, несмотря на местами бурное обсуждение, решение было принято - и с 1 ноября 2012 года сеть работает по новым правилам. Эксперты сходятся во мнении, что во многом это заслуга заместителя руководителя ФСТ Т. Стебуновой, фактически курирующей железнодорожное направление. При этом она не только способна организовать "техническую" разработку решения, но и прекрасно справляется с ролью переговорщика на стадии его практической реализации.

Добавим, что унификация несколько затмила ряд других важных проектов, представленных ФСТ, которые уже вступили в силу либо, по оценкам, будут приняты в ближайшее время.

В частности, речь идет о тарифном сопровождении работы парка ВСП, юридический статус которого практически совпадает со статусом инвентарного, а вот тарификация предоставления становится все более гибкой.

Кроме того, принят ряд важных решений в рамках формирования Единого экономического пространства, в частности, предусмотрена возможность ОАО "РЖД" изменять в определенных пределах размер инфраструктурной составляющей. Достаточно смелой новеллой эксперты признают и проект решения, позволяющего обеспечивать возврат средств частных инвесторов, вложенных в инфраструктурные проекты на железной дороге, за счет изменения стоимости предоставления услуг ОАО "РЖД".

Очевидно, что портфель ФСТ в сфере железнодорожного транспорта не ограничивается вышеперечисленными решениями, и это дает полное основание предположить, что влияние службы на отраслевые процессы будет только усиливаться. Кроме того, все очевиднее, что на смену технологиям ручного управления и административных мер приходит новый формат взаимодействия участников рынка и государства. Как показывает практика, при наличии эффективного инструментария такой переход может быть достаточно безболезненным и в конечном итоге обеспечить выполнение стоящих перед отраслью задач.

Соответственно, ключевое значение приобретает и позиция, которую занимают регуляторы, и способность конкретных людей конвертировать ее в реальные действия. Участники рынка склоняются к тому, что ФСТ начинает играть все более значительную роль. И несмотря на то, что финансовые вопросы традиционно являются весьма болезненными (особенно при взаимодействии частного бизнеса и государства), во многом благодаря Т. Стебуновой удается найти оптимальный для данных условий формат решений, нередко выходящий за рамки устоявшихся представлений, а затем согласовать его со всеми заинтересованными сторонами. Эксперты не исключают, что "революционная унификация" стала только первым решением, радикально меняющим расстановку сил и поведенческие условия в железнодорожном комплексе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер23.02.13Тамара Стебунова: время новых инструментов