19-09-06 / 2006
Новости отрасли
Евгений Коровин, аналитик компании Standard&Poor's, прокомментировал создание ОАО «РЖД» грузовой компании.

Евгений Коровин, аналитик компании Standard&Poor's прокомментировал создание ОАО «РЖД» грузовой компании.

При определении доминирующего положения создающейся в составе РЖД грузовой компании не следует забывать о межвидовой конкуренции. Если смотреть на рынок железнодорожных перевозок, то грузовая компания унаследует рыночную позицию РЖД и их доминирующее положение. С точки зрения необходимости развития конкуренции на рынке, возможно, это не самое оптимальное решение. И я понимаю опасения регулирующих органов по поводу возможности возникновения нового монополиста. Но при этом не надо забывать, что железнодорожный транспорт и сам по себе испытывает сильную конкуренцию со стороны других видов транспорта. В первую очередь - трубопроводного, речного и автомобильного. Поэтому говорить о том, что создание грузовой компании сохраняет монополию РЖД, не совсем правильно: даже вертикально интегрированная железнодорожная компания все равно сталкивается с межвидовой конкуренцией.

Если посмотреть на Европу, где такая конкуренция сильнее из-за большей развитости транспортной сети и меньших расстояний перевозки, то там вертикально интегрированные железнодорожные компании, сохраняющие контроль за инфраструктурой и доминирующие в перевозочном бизнесе, также испытывают серьезную конкуренцию. И все плюсы, которые дает конкуренция - стимулы для повышения эффективности, снижения издержек, предоставления большего набора услуг клиенту и более высокого качества, - присутствуют, несмотря на то что формально железнодорожный перевозчик один. Если говорить об инвестиционной привлекательности, то здесь есть определенное противоречие. Чем сильнее рыночное положение компании и слабее конкуренция, тем более низким будет бизнес-риск и тем большая стабильность будет обеспечена инвесторам. И наоборот, развитие конкуренции сопряжено с рисками, которые будет нести инвестор. В Европе в секторах, которые традиционно являлись прерогативой государства - электроэнергетика, железнодорожный транспорт, - по мере развития конкуренции кредитоспособность компаний снижается. Но кредитоспособность не является единственным критерием для принятия решений. И выгоды от дерегулирования таких компаний для экономики в целом превышают возможные потери для инвесторов в отдельной компании, пусть даже и крупной.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.09.2006Не надо забывать о конкурентах железнодорожного транспорта