08-11-18 / 2018
Новости отрасли
Евгений Дитрих: ОАО "РЖД" более чем на треть увеличило программу оптимизации и снижения издержек

Министр транспорта России Евгений Дитрих на заседании правительства представил важнейшие итоги работы "Российских железных дорог" в 2018 году и прогнозы развития компании на ближайшие три года с учетом реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД"

Базой, точкой отсчета для финансового плана и инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов является текущий, 2018 год.

В этом году отрасль показывала устойчивый рост. По итогам года объемы погрузки грузов на сети ОАО "Российские железные дороги" достигнут 1,289 млрд т. Увеличение к уровню 2017 года составит 28 млн т, или 2,2%. Грузооборот по инфраструктуре составит не менее 3,289 трлн тонно-километров – рост на 3,5% к уровню 2017 года.

Рост погрузки будет обеспечен в первую очередь за счет увеличения перевозок каменного угля – 5% в росте, черных металлов – 8,2%, хлебных грузов – 20%.

Развивается пассажирский железнодорожный транспорт, растет спрос на эту услугу. В этом году будет обеспечено увеличение числа перевезенных пассажиров до 1,134 миллиарда человек, увеличение пассажирооборота составит 3,7% к уровню прошлого года. Значительная положительная динамика во многом обусловлена проведением чемпионата мира по футболу, а также обновлением подвижного состава и повышением уровня комфорта на наиболее востребованных пассажирами направлениях.

Регулярными поездами из городов – организаторов чемпионата было отправлено более 5 миллионов пассажиров, в том числе более 600 тысяч человек – бесплатно. Доходы от перевозок в 2018 году оцениваются в сумме 1,577 трлн рублей, что на 83 млрд, или 5,6%, превышает доходы прошлого года.

Для нивелирования ценового и налогового давления и удержания темпа роста себестоимости перевозок в пределах 2,2% ОАО "РЖД" более чем на треть увеличило программу оптимизации и снижения издержек – до 44 млрд рублей. В 2018 году будет обеспечен рост производительности труда до 5,5%.

Эти меры позволят ОАО "Российские железные дороги" получить в этом году 15 млрд рублей чистой прибыли. Инвестиционная программа ОАО "РЖД" по итогам 2018 года составит 547 млрд рублей. Только на проекты, связанные с выполнением поручений Президента и Правительства, выделено 168 млрд – это модернизация БАМа и Транссиба, развитие Московского транспортного узла, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, Северо-Западного бассейна и так далее.

Будут направлены средства на проекты обновления технологической инфраструктуры, снятие инфраструктурных ограничений на отдельных участках и приобретение подвижного состава. По итогам года будет осуществлена реконструкция и модернизация 4,5 тыс. км пути, приобретено 610 локомотивов и 310 единиц моторвагонного подвижного состава.

В октябре Минэкономразвития опубликовало официальный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Он заложен в основу формирования финансового плана ОАО "Российские железные дороги" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

В соответствии с прогнозом на 2019 год объемы погрузки грузов составят 1 млрд 309,2 млн т, что превысит уровень 2018 года на 20 млн т, или 1,5%. При таком увеличении погрузки во внутригосударственном сообщении рост составит лишь 0,5%. Основное увеличение (3,2%) придется на экспорт. Наибольший рост погрузки ожидается по углю – это более половины уровня роста.

Погрузка также увеличится по руде металлической, минеральным удобрениям и стройматериалам. На 2019 год грузооборот по инфраструктуре прогнозируется не менее 3,373 трлн тонно-километров, или 2,6% к уровню 2018 года. На период 2020 и 2021 годов погрузка грузов планируется с ростом 2,3% ежегодно, а общий грузооборот – порядка 2,5% ежегодно.

Финансовый план балансируется в основном за счет сохранения доходов от тарифного коридора на экспортные перевозки, действующего в текущем году, и дополнительных тарифных решений по перевозке порожнего подвижного состава и угля.

Данные решения предусматривается закрепить соответствующими нормативно-правовыми актами. Минтрансом совместно с Минэкономразвития, ФАС и ОАО "Российские железные дороги" выработан единый подход по этому вопросу. При этом ОАО "РЖД" работает и будет работать в рамках существующей модели рынка грузовых и пассажирских перевозок, обеспечивающей исполнение требований действующего законодательства.

Для выполнения масштабного объема перевозок требуется содержать инфраструктуру в надлежащем состоянии. Первостепенной задачей для поддержания безопасности движения поездов является снижение количества локомотивов и километров пути с просроченным капитальным ремонтом. На начало 2019 года будет эксплуатироваться 24,8 тыс. км со сверхнормативным пропущенным тоннажем, или 19,7 % развернутой длины главных путей. На участках длиной более 13 тыс. км имеется ограничение скорости движения поездов.

Данные участки являются основными барьерными местами для продвижения поездопотоков, основным сдерживающим фактором для развития скоростного и тяжеловесного движения.

В условиях увеличения объема перевозок в результате проведения работ по оздоровлению пути за три года планируется сократить на 8,9% протяженность участков пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем. Это снижение на 2,2 тыс. км к уровню начала 2019 года. Также планируется сократить на 7,3% протяженность участков с имеющимися ограничениями скорости. Это более 1 тыс. км к уровню начала 2019 года.

Объем инвестиционной программы с 2019 по 2021 год составит 2,3 трлн рублей.

Должен отметить, что ОАО "РЖД" принимает необходимые меры по созданию инфраструктуры для выполнения задач в рамках майского указа Президента. На эти цели инвестпрограммой предусмотрено 812,6 млрд рублей за три года.

Кроме того, за этот период на обновление технологической инфраструктуры и обеспечение безопасности предусмотрено 343 млрд рублей, 397 млрд будет направлено на реализацию проектов по снятию инфраструктурных ограничений железнодорожной сети, о которых я уже упоминал, 235 млрд – на проекты развития, 31 млрд – на повышение транспортной доступности для населения благодаря развитию инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса и реконструкции вокзалов.

Обновление подвижного состава в 2019–2021 годах предусмотрено на сумму 386 млрд рублей, это более 1,8 тыс. новых локомотивов, более 750 единиц моторвагонного подвижного состава.

Начиная с 2019 года ОАО "Российские железные дороги" реализует бoльшую часть проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за счет собственных средств. В целом доходы от перевозок прогнозируются с ростом в 2019–2021 годах на 19,7%, при этом EBITDA вырастет на 32,6%, до 500 млрд рублей, а чистая прибыль – в 1,8 раза, до 31,7 млрд рублей. Эту чистую прибыль, за исключением дивидендов по привилегированным акциям, направляем на реализацию инфраструктурных проектов комплексного плана.

По итогам рассмотрения инвестиционной программы и финансового плана ОАО "РЖД" просил бы одобрить параметры финансового плана и инвестиционной программы на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Готовы взять на себя в дополнение к проекту протокольного решения обязательство по рассмотрению подходов по усовершенствованию системы тарификации экспортных грузов за счет минимизации количества повышающих коэффициентов в прейскуранте 10.01 и оптимизации тарифов на порожний пробег, исходя из принципа неизменности тарифной нагрузки, а также разработать методику числовой оценки коммерческих и социально-экономических эффектов от реализации коммерчески непривлекательных проектов ОАО "Российские железные дороги" в области пассажирских перевозок. Такие методики вместе с Министерством экономического развития ФАС и ОАО "РЖД" готовы представить на рассмотрение в апреле 2019 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.11.2018