06-02-20 / 2020
Новости отрасли
Есть готовое решение

Электронный документооборот снижает финансовую нагрузку

Юрий Суродин, и.о. главного инженера Центра фирменного транспортного обслуживания

Развитие системы электронного документооборота в сфере экспорта и импорта, которая выстроена сегодня, не имеет аналогов у нас в стране. Мы обратились за поддержкой в федеральные налоговую и таможенную службы, и задача создать такую систему сразу получила правительственное одобрение.

Мы отрабатывали систему по частям. Когда клиент на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС) оформляет экспортную таможенную декларацию и она уходит в таможенную службу, то автоматом попадает и в ЭТРАН, где специальный модуль хранит ее у себя в памяти.

Кроме того, участник перевозки дистанционно оформляет в электронном виде железнодорожную накладную, и он доходит до того места в документе, где указывает идентификационный номер экспортной декларации. В это время происходит сравнение с нашей базой данных – и в случае положительного результата система позволяет участнику завершить оформление электронной накладной и заверить ее электронной подписью. После этого он получает от ФТС электронную отметку "выпуск разрешен" в виде синей печати с подписью ответственного работника. Ее же получаем и мы.

Для РЖД это основание для того, чтобы поставить вагоны в состав на станции и отправить в путь. На границе таможенник уже не работает с бумажными документами, у него на экране монитора есть готовое решение ФТС. В результате оформление разрешения на вывоз занимает секунды, а не часы, как раньше. Даже если спустя полгода налоговые органы в рамках процедур по возврату НДС захотят проверить факт экспорта, то обмен информацией идет очень быстро в электронном виде, а не бумагами.

Аналогов такой комплексной сетевой технологии экспортного документооборота в стране нет, и ни одна отрасль не дошла до таких технологий.

В отчете Правительства РФ по результатам работы по созданию электронного документооборота указано, что предстоит внести изменения в Налоговый кодекс. Но пока ее разрешено применять только на железнодорожном транспорте.

Такой системы нет пока и на сопредельных территориях. В ЕС электронный документооборот действует только при перевозках внутри союза, а если груз везут за границу, то действуют только бумажные документы.

С июля 2019 года мы запустили экспортные перевозки через российские порты с использованием электронного документооборота. Сейчас по этой технологии осуществляется уже 58% всех перевозок, и каждый месяц этот процент растет.

И вот мы реализовали вторую часть – комплексную импортную технологию. Мы добились от сопредельных иностранных перевозчиков, чтобы они передавали нам в электронном виде не только перевозочные документы на груз, но и товаросопроводительные: инвойс, упаковочный лист и другие. Форматы этих документов согласованы с ФТС и Федеральной налоговой службой, то есть их системы способны прочитать эти документы. По факту таможенной электронной регистрации на границе в системе ЭТРАН формируется транзитная таможенная декларация. Тогда уже можно открывать процедуру таможенного транзита в электронном виде и так же завершать ее.

Все много говорят о сокращении расходов на перевозки и снижении тарифов. И здесь за счет затрат ОАО "РЖД" и средств государственного бюджета компания предоставила инструмент бизнесу, который позволяет снижать и затраты, и время на осуществление экспортных и импортных перевозок.

Следующая задача, которая стоит перед нами и которую мы намерены реализовать, – осуществить интермодальную перевозку из иностранного порта через территорию нескольких государств в Европу. Наша цель состоит в том, что это должна быть полностью электронная перевозка по единому документу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.02.2020