29-01-24 / 2024
Новости отрасли
Если вагонов будет больше, то ехать они будут дольше

Грузовладельцы и операторы подвижного состава заявляют о росте оборота вагонов, с их слов показатель растет и остановить динамику в силах, если верить участникам рынка, только РЖД. Железнодорожники разводят руками, переработать парк вагонов без ухудшения показателей по обороту они не в силах. Одновременно эксперты рынка указывают на дефицит подвижного состава. В частности, все громче заявляют о дефиците вагонов-цистерн для СУГ.

Дефицит подвижного состава

Рост спроса на нефтепродукты обеспечил рост спроса на специализированный подвижной состав, об этом гласит статистика от "УК РМ Рейл". Со слов Дмитрия Нарежного, руководителя завода по новым продуктам все крупные российские вагоны производители нарастили производство специализированного подвижного состава, показатель за год увеличился на 23%. В 2023 году произведено порядка 65 тыс. вагонов, говорит Василий Варенов, представитель "Алтайвагон". Из них 42,5 тыс. вагонов относят к специализированным. СУГи можно перевозить как в танк-контейнерах, так и в вагонах-цистернах. Рынок – грузовладельцы и операторы – рублем голосуют за вагоны-цистерны: в минувшем году в последние залили почти 15 млн тонн СУГ, а в танк-контейнеры – всего 500 тыс. тонн.

"Доля танк-контейнеров в перевозках СУГ в предыдущие четыре года – на уровне 4%", – отмечает представитель "УК РМ Рейл".

По данным компании парк вагонов-цистерн на сети РЖД растет: в 2023 году их число составило почти 40 тыс. вагонов, для сравнения в 2019 году – почти 39 тыс. Разница небольшая, но участники рынка в 2023 году отмечают острый дефицит подвижного состава. И связывают его не с нехваткой вагонов как таковых, а с ростом оборота вагонов. Показатель в 2023 года составил 33,2 сут., а в 2019, для сравнения, 27,5 сут.

Грузопоток идет на восток

Одной из причин для роста показателя оборота вагонов называют разворот грузопотока, в том числе и СПГ, на восток. Удивительно, но это не только увеличило спрос на подвижной состав, но и отправило вагоны в простой. В "непроизводительных состояниях" в 2023 году находилось до 40% всего парка подвижного состава, статистику предоставил Сергей Горский, генеральный директор TEXOL GROUP. При этом на рынок выводят все новые объемы СПГ, которые участники рынка предъявляют к перевозке.

"По меньшей мере три тыс. новых цистерн потребуется для освоения новых объемов, которые в ближайшее время будет запускаться. Но каждый новый млн сжиженных газов в год требует до 4 тыс. котлов, в зависимости от оборота. А так как оборот вагонов падает, то более число цистерн потребуется для перевозки", – настаивает он.

Представитель РЖД подтверждают, оборот вагонов нарастает. Но со слов Кирилла Гребеникова этой новости уже года четыре. Вагоны и в 2024 году будут стоять на подходах к портам и погранпереходам. Последние года четыре вагоны стоят не из-за нерасторопности железнодорожного перевозчика, а из-за операторов. Свою позицию железнодорожник объясняет так: в лучшие годы, когда парк вагонов состоял всего из 1 млн. вагонов, им управлял перевозчик и тогда пробок на железнодорожной сети не было. Сейчас на сеть вышел частный бизнес, парк вагонов стремится к отметке в 1,4 млн вагонов, и оборот вагонов, неминуемо, снижается.

"РЖД против того, чтобы парк рос такими темпами. Показатели использования подвижного состава ухудшаются, и, к сожалению, РЖД не имеют таких механизмов для воздействия на операторов. Это – рынок, РЖД не являются регуляторами рынка. Да, РЖД предлагает схемы по оптимизации, но участники рынка, по правилам рынка, могут как согласиться, так и отказаться. Но даже в перевозке универсальных подвижных составов, такие как полувагоны, как показывает практика договориться со всеми участниками перевозки – сложно. У всех свои показатели, контракты и направления", – горячо парирует участникам рынка Кирилл Гребеников.

А если один не участвует, но вся схема не показывает эффективность, заключает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.01.2024