02-08-21 / 2021
Новости отрасли
Если РЖД завершат первый этап модернизации Восточного полигона в этом году, я сильно удивлюсь

В планах ОАО "РЖД" – завершить в текущем году первый этап развития и модернизации Восточного полигона и одновременно начать второй этап. Но на сроки реализации этих намерений может повлиять целый ряд факторов. Как известно, завершение первого этапа уже неоднократно переносилось. О сложностях на пути реализации проекта РЖД-Партнер поговорил с президентом Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Владимиром Косым. – Владимир Вульфович, какие главные факторы сегодня способствует затягиванию сроков реализации проекта?

– Таких факторов несколько. Необходимо отметить, что идет постоянный пересмотр стратегических приоритетов на уровне правительства РФ. А это за собой обычно тянет задержки с принятием решением по тем или иным направлениям.

Но этот фактор не главный.

С моей точки зрения, главными последствиями пандемии стали два фактора. Во-первых, серьезное сокращение рабочей силы в строительной отрасли, в том числе в дорожно-строительной отрасли. Во-вторых, серьезное подорожание и инфляционные процессы в части биржевых материалов, куда, собственно, попадает практически весь набор строительных материалов. Это и металл, и бетон, и инертные грузы.

Все эти факторы приводят к тому, что РЖД вынуждены пересматривать финансовые параметры стройки. А это, естественно, процесс тяжелый.

– В подобных условиях какие механизмы поддержки необходимы со стороны государства?

– На уровне государства, наверно, можно принять какие-то дополнительные меры, связанные с привлечением рабочей силы в регионы, где идет стройка. Этот процесс, скорее всего, повлиял бы на изменение темпов строительства, поскольку вопрос с рабочей силой и подрядными организациями – крайне тяжелый.

– На днях генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров заявил, что ключевая задача текущего года – завершение работ по I этапу. Пока работы выполняются в соответствии с графиком. По Вашему мнению, насколько высока вероятность сдвигов намеченных сроков?

– Если РЖД сделают этот героический прорыв и сумеют завершить первый этап, я сильно удивлюсь. Если металл подорожал на 30%, вы же понимаете, насколько подорожали рельсы? Дорожает контактная сеть, опоры и все остальное. А пересмотр смет на стройку – этот вопрос врезания в инвестиционную программу ОАО "РЖД", которое невозможно без одобрения данной позиции со стороны совета директоров, акционеров компании, которые, собственно, и являются государством. Поэтому я не думаю, что эти процессы будут идти быстро и безболезненно.

– В конце апреля заместитель гендиректора РЖД и председатель совета директоров "РЖДстрой" Андрей Макаров, ссылаясь на расчеты Минстроя и Главгосэкспертизы, рассказал, что II этап модернизации Восточного полигона может подорожать на 40 млрд руб., до 760 млрд руб., из-за роста цен на стройматериалы. При реализации этих опасений, по Вашему мнению, повлияет ли удорожание на сдвиги сроков II этапа модернизации?

– Необязательно смотреть на то, что происходит на Восточном полигоне РЖД. На рынке строительных услуг в той же Москве растут зарплаты. Соответственно, полностью растет вся смета по всем позициям. Поэтому пока не произойдут какие-то изменения в части биржевых товаров и обеспеченности трудовыми ресурсами строек, не произойдет снижение цен в ближайшие пару лет. Более того, будет постоянно расти себестоимость проекта.

– Помимо роста цен на стройматериалы, насколько, по Вашему мнению, на сроки реализации проекта развития БАМа и Транссиба влияет большое количество административных и корпоративных структур, участвующих в проекте? По данным Счетной палаты РФ, программа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба не синхронизирована с мероприятиями по электрификации регионов Дальнего Востока, проводимыми компанией "Россети ФСК ЕЭС".

– В моем понимании эти факторы носят несколько вторичный характер, поскольку у Восточного полигона есть совершенно четкий хозяин в виде хозяйствующего субъекта в лице РЖД. При любом крупном строительстве будут возникать проблемы с энергетиками и т. д. Это как раз нормальный рабочий процесс. В этом и заключаются функции технического заказчика и генерального подрядчика – урегулировать такие проблемы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер02.08.2021