26-10-11 / 2011
Новости отрасли
Если на сети останется несколько крупных операторов, то качество транспортного обслуживания грузовладельцев неизбежно снизится

Если на сети останется несколько крупных операторов, то качество транспортного обслуживания грузовладельцев неизбежно снизится, считает председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Ольга Лукьянова.

– Ольга Вениаминовна, как Вы относитесь к той точке зрения, что на рынке предоставления подвижного состава под погрузку в итоге должно оперировать не более 3–4 крупных общесетевых компаний?

– НП ОЖдПС как организация, представляющая интересы малых и средних собственников, категорически не согласно с утверждением о необходимости резкого сокращения операторов, так как это в конечном итоге болезненно ударит по всем участникам перевозочного процесса, и прежде всего по грузовладельцам.

Хочется озвучить простую истину: при сокращении числа продавцов в условиях сохранения объема рынка и спроса на их услуги происходит неизбежный рост цен. На сегодняшний день взрывной рост цен на предоставляемый подвижной состав (после весны и лета этого года) почти остановился. По-видимому, ставки достигли своего потолка. Однако многие грузоотправители все равно категорически не согласны с установившимся уровнем цен на вагоны и призывают государство регулировать тарифы на услуги операторов. При таком положении совершенно очевидно, что дальнейший рост цен (а он, очевидно, произойдет в случае сокращения числа операторов) просто остановит отправку грузов ряда грузоотправителей по железной дороге либо серьезно повысит размер транспортной составляющей в цене товара, что приведет к потере части экспортных рынков российскими предприятиями.

Сейчас мы постоянно наблюдаем картину, когда крупные грузовладельцы проводят конкурсы на право предоставления вагонов под перевозку или просто выбирают между операторами. Естественно, в пользу более дешевой услуги. И мы можем засвидетельствовать, что при выборе наиболее дешевого оператора предприятия подчас экономят от 1 до 10 тыс. за вагон! Это возможно только на высококонкурентном рынке, каковым является сегодняшний рынок оперирования вагонов. И он до сих пор (за небольшими исключениями) является рынком покупателя, то есть клиента-грузоотправителя, который может выбирать и в итоге диктовать свою оптимальную цену операторам.

Посмотрите на рынок сотовой связи, где осталось три крупных игрока, – цены операторов примерно похожи, и вы как клиент не можете на них повлиять, а просто соглашаетесь с действующими тарифами, которые вовсе не стремятся к уменьшению. Именно такой сценарий будет реализован на пока еще конкурентном рынке оперирования грузовыми вагонами в случае искусственного уменьшения числа его участников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД Партнер.ru25.10.11В защиту конкуренции