Если на сети останется несколько крупных операторов, то качество транспортного обслуживания грузовладельцев неизбежно снизится, считает председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Ольга Лукьянова.
– Ольга Вениаминовна, как Вы относитесь к той точке зрения, что на рынке предоставления подвижного состава под погрузку в итоге должно оперировать не более 3–4 крупных общесетевых компаний?
– НП ОЖдПС как организация, представляющая интересы малых и средних собственников, категорически не согласно с утверждением о необходимости резкого сокращения операторов, так как это в конечном итоге болезненно ударит по всем участникам перевозочного процесса, и прежде всего по грузовладельцам.
Хочется озвучить простую истину: при сокращении числа продавцов в условиях сохранения объема рынка и спроса на их услуги происходит неизбежный рост цен. На сегодняшний день взрывной рост цен на предоставляемый подвижной состав (после весны и лета этого года) почти остановился. По-видимому, ставки достигли своего потолка. Однако многие грузоотправители все равно категорически не согласны с установившимся уровнем цен на вагоны и призывают государство регулировать тарифы на услуги операторов. При таком положении совершенно очевидно, что дальнейший рост цен (а он, очевидно, произойдет в случае сокращения числа операторов) просто остановит отправку грузов ряда грузоотправителей по железной дороге либо серьезно повысит размер транспортной составляющей в цене товара, что приведет к потере части экспортных рынков российскими предприятиями.
Сейчас мы постоянно наблюдаем картину, когда крупные грузовладельцы проводят конкурсы на право предоставления вагонов под перевозку или просто выбирают между операторами. Естественно, в пользу более дешевой услуги. И мы можем засвидетельствовать, что при выборе наиболее дешевого оператора предприятия подчас экономят от 1 до 10 тыс. за вагон! Это возможно только на высококонкурентном рынке, каковым является сегодняшний рынок оперирования вагонов. И он до сих пор (за небольшими исключениями) является рынком покупателя, то есть клиента-грузоотправителя, который может выбирать и в итоге диктовать свою оптимальную цену операторам.
Посмотрите на рынок сотовой связи, где осталось три крупных игрока, – цены операторов примерно похожи, и вы как клиент не можете на них повлиять, а просто соглашаетесь с действующими тарифами, которые вовсе не стремятся к уменьшению. Именно такой сценарий будет реализован на пока еще конкурентном рынке оперирования грузовыми вагонами в случае искусственного уменьшения числа его участников.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД Партнер.ru | 25.10.11 | В защиту конкуренции |