18-07-24 / 2024
Новости отрасли
Энергетика ищет дешевый уголь

Призывы РЖД обеспечивать субъекты ДФО максимально местным углем и нефтепродуктами, а не везти их издалека, отдавая высвобождаемые пропускные способности Восточного полигона под экспортную продукцию, наталкиваются на непростые экономические и правовые реалии.

От ближнего – к дальнему

Нестандартная ситуация, в частности, случилась с теплоэлектроцентралью в Советско-Гаванском районе Хабаровского края. Эта ТЭЦ была сдана в эксплуатацию в 2020 году. Как и старая она изначально ориентирована на поставки угля с Ургальского месторождения (станция погрузки – Чегдомын), в этом же регионе. Расстояние доставки не превышает 1 тыс. км.

Однако существующие цены на данный энергоноситель сегодня не позволяют обеспечить ТЭЦ проектным топливом в полном объеме, отметили в краевом правительстве.

В результате ресурсоснабжающая организация вынуждена закупать уголь в других регионах, за несколько тысяч километров от станции, но где стоимость ниже.

"Наша компания "Ургалуголь" (входит в СУЭК – прим. ред.) в 2023 году участвовала в торгах и была поставщиком угля для данной ТЭЦ до I квартала 2024 года. Она участвовала в торгах и в этом году, но из-за подачи фирмой из Кузбасса, цены у которой ниже, наш "Ургалуголь" конкуренцию не выдержал", – пояснила зампредседателя правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева.

Однако, выигрывая в стоимости энергоносителя, можно столкнуться с проблемами логистического характера, в том числе из-за загруженности железной дороги. Это создает риски для обеспечения необходимых запасов топлива для ТЭЦ в осенне-зимний период.

И. Горбачева уточнила, что данный случай будет разбираться с представителями СУЭК. Необходимо выработать механизм, чтобы этого впредь не повторилось, уточнила чиновник.

РЖД-Партнер направил запрос по ситуации в СУЭК и "РусГидро", в состав которой входит генерирующая компания, управляющая Совгаванской ТЭЦ.

Как быть?

Врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин охарактеризовал ситуацию как вопиющую.

"Уголь, который добывает в нашем крае СУЭК, должен быть дешевле, потому что не учитывается логистика – это наше хабаровское топливо. Однако в сложившихся условиях берется кузбасский уголь, который будут везти через всю страну и тем самым загружать железную дорогу. Значит, комплексно мы эту задачу не решили", – делает он вывод.

По его словам, для разгрузки железной дороги нужно решить вопрос с ценообразованием на уголь и прочую продукцию, производимую или добываемую в Хабаровском крае, которая почему-то оказывается дороже привозной из других, даже центральных регионов России.

О подобной проблеме ранее говорили и в РЖД. Как отмечал заместитель генерального директора компании – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков, в текущем году для обеспечения нужд топливно-энергетического комплекса ДФО по ряду позиций выиграл Кузбасс. Только за 4 месяца для объектов энергетики округа было привезено 1,5 млн т энергоносителей, на 50% больше прошлогоднего объема. Тогда как за счет высвобождения ниток графика на Восточном полигоне можно было бы отправить другие грузы, к примеру, контейнеры.

Между тем сегодня географию поставок топлива для регионов определяет тендерная система, а не решения администраций. В случае изменения подходов нужно менять нормативно-правовую базу.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

18.07.2024