12-08-20 / 2020
Новости отрасли
Электровозы вырываются вперед

По данным Центральной дирекции управления движением, при снижении объемов грузовой работы доля перевозок с использованием экологически чистой электроэнергии продолжает расти. Это происходит за счет продолжения электрификации сети и усиления энергоснабжения. В целом приоритетное использование электрической тяги снижает техногенное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду. По итогам 6 месяцев 2020 года снижение перевозок на электротяге составило 5% (до 10 153 млн ткм брутто в сутки), а на теплотяге – 8,2% (до 1541 млн ткм брутто в сутки). Этот тренд усилился, когда объем работы в электротяге уменьшился на 1,6%, а в теплотяге – на 10,6%. Эта тенденция характерна для западных и центральных регионов страны, поскольку Восточный полигон показывает стабильный прирост как по перевозкам грузов, так и по использованию тепловозов (плюс 2,2% за первое полугодие и 5,2% в июле). Более активное применение тепловозов на Восточном полигоне объясняется тем, что БАМ на значительной части своей протяженности – это пока еще не электрифицированная магистраль.

Наибольшие показатели снижения перевозок с использованием тепловозов наблюдаются на Северо-Кавказской дороге. За полугодие их объем снизился на 32,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в июле – на 48,3%.

В Северо-Кавказской дирекции управления движением "Гудку" пояснили, что это результат электрификации участка Разъезд 9-й км – Вышестеблиевская – Тамань-Пассажирская.

"Кроме того, из-за изменения плана формирования часть поездов, поступавших по стыковому пункту Олейниково Приволжской дороги и следовавших в адрес станций Минераловодского региона дороги (а это направление обслуживается тепловозами), отклонена на стыковой пункт Котельниково, от которого составы ведут уже электровозы, – рассказали в дирекции. – В результате объем работы на участке Олейниково – Артезиан – Кизилюрт (Червленая-Узловая), где использовались тепловозы, снижен на 27,5%".

"Электровоз оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду по сравнению с другими видами локомотивов, – объяснил заместитель главного инженера Дирекции тяги Кирилл Никольский. – У него нет выбросов в атмосферу, и загрязнение верхнего строения пути минимально. У тепловоза же неизбежны выбросы продуктов сгорания топлива в атмосферу, больше номенклатура и объем используемых смазочных материалов, которые необходимо утилизировать при замене". К тому же электровоз использует более дешевую энергию для своей работы и проще по конструкции, поэтому он выигрывает у тепловозов и по экономическим параметрам в пересчете на тонну перевезенного груза, замечает Кирилл Никольский.

Уже сейчас, по данным Международного энергетического агентства (доклад "Будущее железных дорог" опубликован в январе 2019 года), ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по энергоэффективности перевозок, тратя на перевозку тонны груза на километр 48 кДж энергии. На втором месте Китай – 52 кДж. Среднемировой – 110 кДж. Этот самый низкий показатель достигнут за счет того, что доля перевозок на нашей сети с использованием электроэнергии, наоборот, является самой высокой в мире. Сейчас она составляет порядка 86%.

Компания планирует еще больше увеличить долю перевозок на электротяге, в основном за счет БАМа и Транссиба. В частности, в ближайшее время планируется начать электрификацию участка Волочаевка-2 – Комсомольск-на Амуре – Ванино на Восточном полигоне длиной 821 км. Это позволит к 2025 году снизить потребление дизтоплива на 440 тыс. тонн в год и сократить выбросы парниковых газов на 1,5 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.08.2020