03-09-15 / 2015
Новости отрасли
Электровоз на базе Bombardier интересен, но потребности ограничены - топ-менеджер РЖД

Старший вице-президент ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) Валентин Гапанович назвал "интересным" двухсистемный грузовой электровоз, созданный АО "Энгельсский локомотивный завод" (ЭЛЗ, Саратовская обл.) на платформе Bombardier Traxx.

"Я был на этом локомотиве. Интересный локомотив", - заявил топ-менеджер "Интерфаксу" в кулуарах железнодорожного салона в столичной Щербинке в четверг. "Мне как инженеру интересно посмотреть на локомотив, как на все новое. Техническое решение - молодцы. Вопрос очень хорошо реализован. Лично я за них рад", - добавил он.

ЭЛЗ представил электровоз непосредственно на железнодорожном салоне. Двухсистемный локомотив 2ЭВ120 (на платформе F120MS), названный "Князь Владимир", способен работать как на переменном, так и на постоянном токе. Они позволяют не менять электровоз на протяженных участках с разной электрификацией. Генеральный директора ООО "Первая локомотивная компания" (ПЛК) Александр Стрелюхин, в этой связи говорил, что локомотивы будут востребованы "на больших расстояниях" в регионах Сибири, Дальнего Востока и севера РФ, в том числе с учетом того, что они способны водить тяжеловесные грузовые поезда массой 7-9 тыс. тонн.

Также электровозы имеют опцию "дизеля последней мили"- дизель-генераторную установку в каждой секции. "Такое решение позволяет использовать локомотив в начальных и конечных пунктах маршрутов для выполнения маневровой работы независимо от наличия свободных маневровых тепловозов, а также продолжения движения состава в аварийных случаях на обесточенных участках", - отмечала ПЛК.

Однако потребность в таких локомотивах на сети ограничена. "Участков со сменой рода тока в РФ - крупных по направлениям - не более десяти", - отметил В.Гапанович. "Последняя миля" для Европы характерна. Для нас - нет, потому что используется электротяга. У нас все пути электрифицированы, а "последняя миля" - это технология, предназначенная для перемещения "без нагрузки", по постановке в депо - вспомогательные операции в основном", - добавил он.

Про покупку 2ЭВ120 речи пока вообще не идет, подчеркнул топ-менеджер. "До этого еще большая "дистанция" - сертификация и все остальное", - сказал он. "Мы создаем такой локомотив с "Трансмашхолдингом" (MOEX: TRMH) (ТМХ - ИФ)", - отметил при этом В.Гапанович. В 2013 г. РЖД, ТМХ и его совладелец - французский концерн Alstom - подписали соглашение о разработке двухсистемного грузового электровоза 2ЭС20 с асинхронными тяговыми двигателями.

Организаторы ж/д форума в Щербинке, между тем, ранее сообщали, что завод в Энгельсе уже получает заказы. Первые 15 двухсекционных локомотивов отправятся в Армению, Азербайджан и Иран. При этом отмечается, что руководство предприятия заинтересовано и в поставках продукции на российский рынок: "переговоры с РЖД идут".

В 2014 г. В.Гапанович критически высказывался о планах создания предприятия по производству таких вагонов. "Все-таки можно было советоваться с главным заказчиком. Посоветуйтесь: во-первых, если строить, то под какие объемы и под какой продукт. Можно построить завод, продукция которого не нужна. Мы об этом говорили с заместителем губернатора в прошлом году, нас не услышали", - говорил топ-менеджер. По расчетам РЖД, все потребности железной дороги в локомотивах до 2025 г. имеющиеся электровозостроительные заводы (в Новочеркасске и в Верхней Пышме, которые принадлежат, соответственно, ТМХ и совместному предприятию группы "Синара" с немецким концерном Siemens, могут закрыть, отмечал В.Гапанович. Новые же заводы, по его словам, окажутся недозагруженными. Также он напомнил, что еще один выпускающий электровозы завод ТМХ и Alstom работает в Казахстане.

"Первая локомотивная компания" была основана "в рамках совместного проекта российских инвесторов и Bombardier" для производства тягового подвижного состава, говорится на ее сайте. Разработка и выпуск для рынка РФ и СНГ электровоза F120MS, спроектированного на основе семейства Traxx канадской компании (более 2 тыс. машин сейчас эксплуатируется в страх Европы) - пилотный проект ПЛК. "В его рамках разработана и создана модульная конструкция, позволяющая выпускать машины различного назначения, в том числе - электровозы постоянного и переменного тока, тепловозы по принципу многодизельной силовой установки", - отмечает компания.

Строительство предприятия в Энгельсе началось в 2013 г. В августе 2015 г. завод был запущен в эксплуатацию. Проектная мощность производственной площадки - 150 двухсекционных локомотивов в год. До конца 2015 г. предприятие намерено выпустить два локомотива для сертификационных испытаний. Пресс-служба губернатора Саратовской области отмечала, что на площадке продолжится монтаж и наладка технологического оборудования, а также работа по локализации производства комплектующих.

Пресс-секретарь министерства промышленности и энергетики Саратовской области Светлана Корсукова сообщала "Интерфаксу", что завод является совместным проектом "Первой локомотивной компании", канадской Bombardier и структуры Внешэкономбанка (MOEX: VEBM) - ОАО "ВЭБ-Лизинг" (MOEX: VEBL), которое инвестировало 6,8 млрд руб. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев на открытии предприятия заявлял, что "востребованность продукции не вызывает сомнений".

Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", формально ЭЛЗ на 50,1% принадлежит кипрской "Волкам Трейдинг Лтд", 34,99% - у кипрской же Rafelar Kholdings Ltd, 14,9% -у "ВЭБ-Лизинг Эуроп" (Люксембург). Компания была зарегистрирована в 2011 г. В ПЛК 100% - у швейцарской Fest Lokomotiv Kholding Ltd.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.09.2015