18-05-15 / 2015
Новости отрасли
Электроника сама решает

Горочную систему проверили подвижным составом

Ещё несколько лет назад на месте, где сейчас сортировочная система станции Лужская Октябрьской дороги, был лес. Теперь здесь семь путей парка приёма, 16 – сортировочного парка и 16 – парка отправления, сортировочная горка, оборудованная шестью интервальными и 16 прицельными  тормозными позициями. На подгорочных путях 16 подтягивателей. На путях для вагонов с опасными грузами точечные замедлители, автоматические устройства закрепления вагонов в сортировочном парке.

Эти цифры показывают масштабы только первого этапа строительства, который должен завершиться с вводом в коммерческую эксплуатацию горочной системы MSR-32. Её особенность в том, что система предусматривает полностью автоматизированный роспуск вагонов, в том числе с опасными грузами второго класса, управление стрелками, замедлителями и осаживателями. По мнению сотрудников немецкой фирмы Siemens AG, по своим технологическим возможностям это будет самая продвинутая горочная система в мире. 

В конце апреля на станции Лужская-сортировочная началась фаза горячих испытаний. Так немцы называют этап, когда горочная система проверяется под подвижным составом. Принцип работы следующий: информация от всех измерительных приборов и датчиков поступает в систему MSR-32, которая после обработки данных управляет горочным локомотивом, тормозными позициями и другими технологическими объектами. 

«Сегодня проверим «мозги» системы – впервые будем распускать вагоны. Посмотрим, как система их тормозит, с какими скоростями пропускает подвижной состав. Здесь очень много устройств, которые впервые введены на российских горках», – рассказывает начальник сортировочной горки Алексей Любушкин. 

Пока команда специалистов Siemens AG, уткнувшись в мониторы, готовится к роспуску, дежурная по горке Наталья Гусева задаёт им вопросы. 

Начальник горки тем временем рассказывает корреспонденту «Гудка» об оборудовании, которым будет управлять система. Так, на спускной части горки установлены гидравлические вагонные замедлители, которые, по сути, регулируют силу соударения вагонов на подгорочных путях. Серо-коричневое здание, куда показывает Алексей Любушкин, – гидравлическая насосная станция, за счёт которой и работают замедлители. 

«Система при этом сама решает, насколько замедлять вагоны исходя из параметров безопасности, – поясняет он. – Например, скорость соударения на путях должна быть не более 5 км/ч, а для роспуска опасных грузов второго класса – не более 3 км/ч». 

Система также определяет, когда задействовать подтягиватели. Они выглядят как тележки, которые приводятся в движение с помощью каната. Если вагон не докатился, его дотянет тележка. В классическом варианте на обычной горке для этой работы используют локомотив, который осаживает вагоны. Говоря проще, если на обычной сортировке решение принимают люди и за роспуск вагонов отвечают тоже они, то здесь вся работа ложится на систему MSR-32. А вот само словосочетание «система сама решает» как-то настораживает. «Мы учились здесь на специальном макете. Вроде бы всё понятно, но как это будет выглядеть на практике... Волнуюсь, конечно», – признаётся Наталья Гусева. 

Она не так давно переехала сюда из Мурманска, где тоже работала на железной дороге. На новом месте выучилась на дежурную по сортировочной горке, прошла теоретическую подготовку у специалистов Siemens AG, практическую – на сортировочной станции в Санкт-Петербурге. Говорит, что, несмотря на 20-летний стаж работы, здесь всё в новинку. «При обучении я сама до чего-то доходила, немцев расспрашивала: покажите, расскажите, – рассказывает Наталья. – Сейчас у меня должен быть отпуск, но я его сдвинула, чтобы самой увидеть, как система работает, не упустить ничего. Ведь у коллег с других горок совет потом не спросишь – такого же нигде больше нет». 

Пытаюсь приободрить дежурную: мол, система автоматическая, сама всё сделает. В ответ слышу нервный смех железнодорожников и возгласы: «Как не волноваться-то?!» И правда, с трудом укладывается в голове, как это – доверить весь процесс электронике? А если что-то пойдёт не так? А если не ту кнопку нажмёшь? Что тогда делать? 

Немцы успокаивают. «Очень сложно на этой горке сделать что-то неправильно. Человек, конечно, может ошибиться, но техника не допустит этого. Вероятность сбоя по нашей гарантии составляет один раз за миллион роспусков. Это много лет гарантии», – говорит руководитель проекта сортировочной горки Siemens AG Лутц Хехт. 

Он отвечает за всё горочное оборудование и в отличие от наших железнодорожников внешне абсолютно спокоен. Рассказывает о разнице в устройстве горок в Германии и России. Например, немецкие горки более пологие, и если у нас они рассчитаны на мощность и скорость, то там главное – медленно, но верно. «На этой горке собрано всё, что мы можем на сегодняшний день», – заверяет Лутц. 

Кстати, он прекрасно говорит по-русски. Ещё в советское время окончил ЛИИЖТ, рассказывает, что именно в России тогда готовили лучших специалистов: «Образование, которое я получил, отличали глубокая научность, логическое целенаправленное мышление и дисциплина». 

Разговор прерывает Наталья Гусева: «Будьте внимательны и осторожны! Начинаем роспуск!» 

В комнате дежурной абсолютная тишина. Немецкие специалисты смотрят в мониторы. «На 235-й путь следует вагон! Будьте внимательны и осторожны! – говорит Наталья и, выключив микрофон, добавляет. – Первый вагон отцепляем. Ну что, поехали!» 

Железнодорожники вполголоса комментируют: «Сам покатился, погляди», «Очень тихо катится», «Интересно, докатится до третьей тормозной позиции?» 

Всё происходящее в поле отражается на мониторе у дежурной. По мере прохождения вагона система отмечает красным цветом занятые участки пути. Когда вагон останавливается, выясняется, что остался красным подтягиватель, а этого быть не должно. Немцы через переводчика просят время, чтобы проанализировать ситуацию. 

На этапе отладки системы такие эпизоды не страшны. Не страшны они должны быть для MSR-32 и в дальнейшем. «В случае неисправности какого-либо оборудования система отреагирует отключением пучка, на путях которого выявилась ошибка. Например, если во время роспуска вагонов возникнет отклонение от нормальной работы системы, для вагонов, находящихся на спускной части, в процессе движения роспуск автоматически пойдёт на другие пути с одновременной корректировкой программы роспуска и сортировочного листа. Система предусматривает безопасное проследование вагонов через горку. А задача дежурного вовремя и правильно отреагировать на нештатную ситуацию и принять необходимые меры для продолжения работы по роспуску», – поясняет главный инженер станции Сергей Петров. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.05.2015