22-07-19 / 2019
Новости отрасли
Экспортные перевозки Казахстана попали под ограничение

Более 400 казахстанских вагонов с угольным концентратом, которые следовали из Караганды в Кривой Рог, в начале июля остановили на российско-украинской границе. Национальная палата предпринимателей "Атамекен" направила обращение в Правительство РФ, официальный запрос о причинах задержки в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) и уполномоченные органы России. Ежесуточные убытки грузоотправителей оцениваются в сумму более 5 млн тенге ($13 тыс.).

Напомним, Правительство РФ с 1 июня запретило вывоз с территории России на Украину нефтяных грузов и утвердило перечень разрешенных товаров для экспорта. Под полный запрет попали нефть, кокс нефтяной, смеси битумные, этан, бензол, толуол. По разрешениям Министерства экономического развития (МЭР) РФ можно перевозить уголь, кокс, бензин, дизельное топливо, пропаны, сжиженные газы.

По словам заместителя председателя НПП "Атамекен" Евгения Больгерта, казахстанский бизнес с 2014 года несет убытки из-за проблем с перевозками грузов по России, несмотря на официальные рекомендации Коллегии ЕЭК о том, чтобы в отношении товаров, перемещаемых с процедурой таможенного транзита, не применялись односторонние меры. И если раньше у предпринимателей возникали проблемы с импортом товаров в Казахстан из европейских стран и с Украины, то сейчас серьезные трудности испытывают казахские экспортеры. Более 400 вагонов, которые следовали из Караганды в Кривой Рог, простаивают на станции Валуйки на границе России и Украины из-за отсутствия разрешения на вывоз.

По предварительным данным НПП "Атамекен", ежесуточные убытки предпринимателей без учета штрафных санкций по договорам составляют более 5 млн тенге ($13 тыс.).

Как пояснил заместитель начальника отдела международных перевозок управления продаж Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" Павел Жабин, постановлением правительства изменен порядок для транзитных грузов. С 1 июня для вывоза товаров из РФ необходима квота, то есть разрешение МЭР. Казахстанские вагоны встали на границе из-за несогласованных действий министерства и Федеральной таможенной службы (ФТС), которая выпускает все грузы, которые были погружены в мае, в учет уже июньских квот. РЖД как перевозчик повлиять на ситуацию не могут, но компания обратилась по этому поводу в МЭР, которое сообщило, что сейчас этот вопрос решается с таможней. Оба ведомства предусмотрят дополнительную квоту для вагонов, которые простаивают на границе, и они поедут к месту назначения.

В ЦФТО приходит уже готовая информация по разрешенным квотам, и только затем согласовываются транзитные перевозки по территории России. Квота рассчитывается в зависимости от объемов товарооборота России и Украины, то есть без учета грузов из Казахстана, что несколько противоречит логике. В ответ на обращение РЖД в ФТС пояснили, что понятие "вывоз" предполагает в том числе и транзит. Новые требования касаются всех транзитных грузов, следующих по российской территории, вне зависимости от происхождения товара. Казахстанский бизнес первым почувствовал неудобства, так как из республики идет устойчивый грузопоток. В РЖД рассчитывают, что транзитные объемы не снизятся, хотя не исключают, что заявок может поступать больше, чем в согласованных квотах.

В АО "КТЖ – Грузовые перевозки" (КТЖ-ГП, "дочка" АО "НК "Казахстан темир жолы") сообщили, что остановка вагонов стала неожиданностью, так как компания соблюдает порядок согласования объемов вывоза товаров, который утвержден уполномоченными органами России и Казахстана.

"Мы получили телеграмму РЖД об изменении правил перевозки 4 июня, когда груженые вагоны уже отправились из Караганды в Кривой Рог, поэтому они встали на границе, так как разрешения не было. И мы не можем забрать их обратно, потому что клиенты не готовы оплачивать издержки. Руководство КТЖ-ГП обратилось в Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, сейчас они решают эту проблему с МЭР. И в компании с пониманием относятся к требованиям российской стороны", – пояснил "Гудку" и.о. заместителя генерального директора по маркетингу и интегрированному планированию перевозок КТЖ-ГП Мухтар Махамбет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.07.2019