Перевозки удобрений за рубеж по сети ОАО "РЖД" за 10 месяцев выросли на 16,5%. Это стало возможным благодаря ритмичной работе железной дороги и мировой ценовой конъюнктуре.
Всего перевезено на экспорт 29,3 млн тонн удобрений в январе – октябре, что на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, согласно оперативным данным холдинга. Большая часть – в направлении портов Северо-Запада – 21,5 млн тонн (рост на 24,9%). В порты Юга отправлено 3,3 млн тонн (увеличение на 7,9%), а на Дальний Восток – 128 тыс. тонн (рост в 1,8 раза).
"Экспорт удобрений из России традиционно тяготеет к портам Северо-Запада и Юга из-за географического расположения производственных мощностей", – пояснил старший аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов. По его мнению, в 2024-м удобрения стали одной из немногих номенклатур грузов, которые увеличили погрузку на сети ОАО "РЖД". Это подтверждается и данными холдинга: за 10 месяцев текущего года погрузка удобрений выросла на 6,1% – до 55,9 млн тонн. Рост показателей связан не только с хорошим спросом, но и с возможностями железной дороги для вывоза: перевозки удобрений удалось нарастить за счет снижения экспорта угля в западном направлении. В условиях увеличения зарубежного спроса экспортеры могут транспортировать удобрения до Балтики не только в вагонах-хопперах, но и в спецконтейнерах, добавляет эксперт.
"Сегодня у рынка нет ожиданий, что уголь сможет восстановить или хотя бы сохранить текущие объемы экспорта через порты Северо-Запада и Юга. На этом фоне именно удобрения занимают высвободившиеся провозные мощности до Балтики и Азово-Черноморского бассейна", – пояснил Роман Шагалов. По его оценке, увеличение перевозок через Северо-Запад, в том числе через Мурманск, выглядит наиболее ожидаемым: там реализуются сразу несколько крупных проектов по развитию портовых мощностей для перевалки удобрений.
По данным ЦЦИ, экспорт удобрений растет благодаря увеличению их производства в России и спроса на зарубежных рынках. Так, отмечается высокий спрос на калийную продукцию в условиях снизившихся цен и расширения присутствия российских компаний на рынках Азии.
Рост производства и экспорта карбамида в последние годы наблюдается на фоне проблем с экспортом другой продукции газохимии (аммиак, метанол) и высокого мирового спроса на азотные удобрения. По данным ЦЦИ, средняя цена на карбамид Urea на базисе FOB Baltic Sea на текущий момент составляет $304 за тонну, что примерно соответствует среднему уровню цен по итогам 2023-го, но на 40-50% ниже средних значений периода 2021-2022 годов. По оценкам ЦЦИ, в 2024-м Россия сохраняет мировое лидерство по себестоимости производства карбамида. Экспортная выручка от продажи этого вида азотных удобрений существенно превышает совокупные затраты на производство и доставку. С учетом высокой стоимости природного газа для европейских промышленных потребителей, высокой конкурентоспособности российского производства, а также относительно близкой логистики страны ЕС остаются наиболее выгодным рынком сбыта для азотных удобрений из России.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
13.11.2024 |