28-12-11 / 2011
Новости отрасли
Экспортировать сырую нефть по трубе всегда было выгоднее, чем по стальным магистралям, а теперь будет еще дешевле

Вступившая в силу с 1 октября текущего года программа "60/66", предусматривающая снижение пошлины на экспорт сырой нефти (60%) и установление единых экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты (66%), была встречена неоднозначно. Цель введения новой системы - простимулировать добычу, увеличить производство светлых нефтепродуктов и заставить компании все-таки модернизировать НПЗ. За пару месяцев работы значительными убытками (до $50 млн в IV кв.) обернулась новая мера для "Башнефти". Железные дороги вскоре тоже рискуют оказаться в проигрыше - экспортировать сырую нефть по трубе всегда было выгоднее, чем по стальным магистралям. А теперь будет еще дешевле.

Нефтяники не раз жаловались премьер-министру Владимиру Путину на высокие налоги, указывая на то, что такими темпами российский нефтяной сектор, составляющий базу экономики страны, может вскоре понести убытки. Ответом на их опасения и стал пересчет экспортных пошлин - это временная мера. "Принятие режима "60/66" - первый значительный шаг, который российское правительство сделало на пути к полной реформе налогообложения нефтяной отрасли", - говорит руководитель Московского нефтегазового центра Ernst & Young Алексей Кондрашов.

В полном варианте новая система расчета пошлин на экспорт выглядит как 60/66/90, соответственно, это сырая нефть - нефтепродукты - бензин. Теперь отправка за границу сырой нефти будет дешевле еще на 5%, а экспорт нефтепродуктов, наоборот, станет дороже. Бензин пока решили не трогать. Таким образом правительство хочет повысить реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке, что в дальнейшем, по подсчетам трейдеров, должно привести к снижению цен на топливо. Введение формулы, кстати, во многом было ускорено именно весенним дефицитом топлива и ростом цен на бензин.

Подобные экстренные меры уже принимались ранее. Так, после дифференциации пошлин на экспорт в 2004 году, когда дела в отрасли обстояли совсем неважно, нефтепереработка в стране выросла почти на 50 млн т в год, добыча нефти увеличилась на 10%. Нефтепродукты (в основном мазут) с тех пор и до настоящего момента также экспортировались достаточно активно. Хотя, конечно, и тогда и теперь вывоз сырой нефти был более выгоден. Но 7 лет назад транспортировка большого объема по трубам была просто невозможна - не хватало мощностей, поэтому вывозили по железной дороге. Сегодня с запуском новых нефтепроводов (плюс те, которые только планируется ввести в эксплуатацию) залить всю нефть в трубу вполне реально.

В текущем году России удавалось успешно сохранять статус нефтяной державы и в таком качестве лидировать на рынке - объем добытой в 2011-м нефти (около 510 млн т) стал рекордным за новейшую историю страны. Даже при таких высоких показателях более половины добываемой нефти может быть экспортировано по трубе, то есть на первичную переработку пойдет меньшая часть.

И несложно догадаться, что от введения новой системы первыми пострадают компании, основу которых составляет именно переработка сырья, - со временем, полагают эксперты, им даже придется отказаться от части мощностей.

По сети РЖД сегодня экспортируется 76% нефтепродуктов, получаемых с отечественных НПЗ. И аналитики не раз отмечали, что эта доля может вырасти за счет мазута. Однако теперь ситуация изменилась. Согласно новой системе, пошлина на экспорт темных нефтепродуктов выросла, раньше она составляла 46,7%. В рамках недавнего Международного конгресса Oil Terminal трейдеры заявили, что "60/66" однозначно вызовет снижение экспорта мазута. Так, по словам представителя Минэкономразвития Антона Жаринова, меры, направленные на сокращение активности мини-НПЗ по производству темных нефтепродуктов, привели в итоге к тому, что экспортировать мазут скоро станет просто невыгодно. По прогнозам, снижение достигнет 5 млн т в год.

В частности, аналитики Brunswick Rail предсказывают, что доля транспортировки сырой нефти по железной дороге в дальнейшем снизится ровно вполовину (с 10 до 5%), нефтепродуктов - примерно на 20% (с 70 до 50-55%). Профицит цистерн уже заметен - они дешевеют и по сравнению с теми же полувагонами снижают свою доходность. Острее все это будет ощущаться в конце следующего года с вводом в эксплуатацию нефтепровода ВСТО-2. Напомним, ввод первой очереди трубопровода ВСТО в 2009-м дал возможность компаниям пользоваться комбинированной схемой логистики, что позволило тогда железным дорогам перевезти нефти на 20 млн т больше, чем годом ранее.

В 2011-м, когда "Транснефть" ввела в эксплуатацию новую трубу Сковородино - Дацин с прокачкой 300 тыс. баррелей в день, отгрузка нефти на восток увеличилась настолько, что экономика страны оказалась в большом выигрыше. Однако показатели железнодорожных перевозок нефтеналива на экспорт сократились на 4%. По словам одного из топ-менеджеров "Транснефти", продолжение увеличения объемов экспорта на восток до 1,6 млн баррелей в день (ВСТО) наряду с запуском второй очереди БТС не только сократит транзит через территории Белоруссии и Украины на 500 тыс. баррелей ежедневно, но и урежет экспортные железнодорожные отправки сырой нефти. В целом на экспорт в этом году железная дорога должна перевезти 27 млн т нефти, то есть на 10 млн т меньше, чем в 2010-м.

Все идет к тому, что запуск дополнительных нефтепроводных мощностей может стать полной альтернативой железнодорожной транспортировке, а вместе с прогнозами на снижение экспорта топлива в связи с введением программы "60/66" теоретически и вообще уничтожить этот сектор, принеся огромные убытки. Подобный сценарий был бы предсказуем в любой стране, но не в России. Аналитики указывают, что, имея таких соседей, как Казахстан, Китай, Украина и страны ЕС, внутренний рынок в целом и РЖД в частности пострадают не так сильно, как ожидалось. А вот независимым компаниям со своими цистернами придется сложно, единственный для них выход - нефтепродукты.

Следовательно, жесткой конкуренции здесь не избежать. Согласно стратегии Минэнерго по развитию нефтяной отрасли до 2020 года, производство нефтепродуктов в РФ останется на нынешнем уровне или, возможно, сократится.

Сокращаются также и объемы железнодорожных перевозок дизельного топлива. К примеру, в прошлом году был зафиксирован спад с 23,7 до 20,1 млн т. Во многом это произошло по причине перераспределения потока на нефтепровод "Север".

Но в связи с тем, что наблюдается в отрасли сегодня, трубопровод до Приморска сам страдает от падения поставок низкосернистого дизельного топлива, и это происходит на волне ожидания общего дефицита. Проблема в том, что пока российские НПЗ технически не готовы повысить качество продукта. Несмотря на это с 1 января 2012 года Россия готовится запретить дизельное топливо с содержанием серы более 150 ppm, что, согласно прогнозам, может привести к еще большему сокращению объемов экспорта с НПЗ, которые сейчас в экспортных целях производят дизель 10 ppm.

Трейдеры указывают на то, что отгрузка дизельного топлива по трубопроводу до Приморска упала почти на 70%, поскольку основные объемы теперь остаются в резервуарных парках НПЗ. Таким образом, экспорт топлива по трубе рискует стать совсем невыгодной операцией, что приведет к прекращению данной транспортировки, а также переносу сроков реализации проекта нефтепровода в южном направлении. Именно таким развитием событий озабочены сегодня российские нефтяные компании. Однако если их прогнозы сбудутся, то РЖД может оказаться в выигрыше.

Сегодня в стране более 200 мини-НПЗ, крупных заводов не хватает. Конечно, государство своим нововведением хочет заставить взять курс на модернизацию. Но все это, как полагают эксперты, приведет к тому, что мелкие компании окажутся на грани банкротства, а крупные продолжат вывозить сырую нефть - независимые нефтеперерабатывающие заводы им не нужны.

Чтобы система заработала именно так, как хочет государство, необходимы гарантии. Модернизация НПЗ возможна только в том случае, если перерабатывающим заводам будет бесперебойно поставляться нефть. Но в условиях отсутствия адекватного внутреннего рынка и инвесторов в ближайшее время провести такую реформу будет сложно. Тем более введение системы "60/66" доказывает, что государству, несмотря на заявления о стремлении увеличить производство нефтепродуктов, тоже выгодно как можно в больших объемах гнать нефть на экспорт.

Другой факт, который должен порадовать самих нефтяников, - российские марки нефти тянутся к эталонным сортам. В отношении ESPO это обсуждалось аналитиками уже давно, но прогноз директора компании Platts Хорхе Монтепеке о том, что Urals тоже имеет неплохие шансы, стал откровением, ведь, как известно, российская нефть всегда проигрывала арабской по причине своей высокой сернистости. Сегодня сообщается, что Urals при резком снижении запасов Brent Crude может стать хорошей заменой данному североморскому сорту. Компании уже работают над этим и пытаются довести Urals до состояния бенчмарка. Все это говорит о том, что российская отрасль до сих пор нацелена именно на экспорт сырой нефти, а не на стимулирование производства нефтепродуктов. И введение новой формулы пересчета экспортных пошлин в ближайшее время только усилит данную тенденцию.

"Операторов сегодня волнует такой факт: в 2007 году была объявлена программа модернизации заводов по глубине переработки нефтепродуктов до различных позиций по бензинам, но практически ни один завод не соответствует нужному критерию.

И поэтому, что касается наших отгрузок сегодня, например, с "Газпром нефтехим Салават", то мы от веерных поставок по России перешли исключительно на перевозки в Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, подаем топливо для танков НАТО. Нас, как и всегда, больше интересует внутренний рынок, а не экспорт. И мы хотим, чтобы цены на бензин не повышались", - говорит Алла Федотова, генеральный директор ЗАО "Нефтетранспорт".

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер27.12.11Будущее российского рынка нефти пересчитали