16-05-21 / 2021
Новости отрасли
Экспортерам добавят плановой экономики

На пограничных переходах Казахстана с Китаем сократят число простаивающих вагонов

В Казахстане в конце апреля прошел эксперт-форум "Магистраль" о проблемах перевозки грузов в направлении Китая. Участники обсудили меры по снижению напряженности на пограничных переходах с КНР Достык и Алтынколь, где длительное время создавались пробки подвижного состава с экспортными грузами. С середины апреля китайская сторона начала принимать простаивающие вагоны.

По словам заместителя генерального директора АО "КТЖ – Грузовые перевозки" Каната Кобесова, Казахстан ранее подписывал соглашения с Китаем о выгрузке вагонов, но они не выполнялись. На переходах простаивало более 2 тыс. крытых вагонов.

"Наконец-то КНР начала принимать все грузы. По состоянию на 20 апреля на станции Достык осталось 402 вагона, было 2214. На станции Алтынколь осталось 326 вагонов. Также началась выгрузка вагонов казахских экспортеров именно на китайской стороне. Помимо груза, который находился на казахстанской территории, на китайской границе находилось более 500 единиц простаивающих вагонов", – сообщил Канат Кобесов.

Напомним, с ноября 2020 года Китай ужесточил карантинные меры из-за пандемии COVID-19. Это замедлило процесс пропуска вагонов. Как следствие, увеличилось количество "брошенных" поездов на пограничных переходах. По данным "КТЖ – Грузовые перевозки", по состоянию на конец февраля от движения были отставлены 12 тыс. вагонов с грузом. В результате собственники вагонов и экспортеры из-за длительных простоев несли непроизводительные убытки и не могли исполнить экспортные договоры.

Как рассказал генеральный секретарь международной ассоциации "Транскаспийский международный транспортный маршрут" Рахметолла Кудайбергенов, ограничения повлияли на перевозки в направлении Китая и из него, а транзитных грузов особо не коснулись.

"С марта 2020 года мы потеряли большие объемы. Например, в год мы обычно возим 25-30 поездов с томатной пастой, в прошлом же году отправили только 7 поездов. Ситуация улучшилась. На станции Алтынколь не было серьезных ограничений, и в I квартале 2021 года через этот погранпереход мы перевезли 29 полносоставных поездов, ожидаем в ближайшее время еще семь. В этом году объем перевозок вырос в 3,3 раза. Но в основном это грузы продуктовой линейки – орехи, томатная паста, семена подсолнечника", – добавил Рахметолла Кудайбергенов.

Канат Кобесов отметил, что с 21 апреля Китай будет принимать крытые вагоны по два состава в сутки (ранее принимали только один состав), зерновые вагоны будут разгружаться вместо одного раза в трое суток – один раз в двое суток. Также увеличена допустимая погрузка металлургических грузов в полувагоны с 63 тонн до 69 тонн.

По мнению заместителя председателя Союза транспортников Казахстана Kazlogistics Юрия Лавриненко, ситуация с заторами на границе показала, что есть необходимость КТЖ заняться совершенствованием железнодорожного участка Актогай – Достык.

"Необходимо развитие предузловых станций, возможно, даже есть смысл готовить подачу вагонов на станцию Достык с учетом планов на сутки. Ранее я присутствовал на транспортном совете в правительстве, обсуждалось выделение средств из бюджета в размере 30 млрд тенге на проведение модернизации участков Актогай – Достык и Актогай – Мойынты. Однако потом кто-то предложил рассматривать эти вопросы в рамках государственно-частного партнерства. На мой взгляд, это ошибка. Мы уже с этим сталкивались на участке Жетыген – Хоргос, тогда строительство затянулось. Есть смысл государству развивать эти участки – строить дополнительные пути, электрифицировать, внедрять новые маршрутные скорости", – подытожил Юрий Лавриненко.

В этом году запланирована реализация инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожного транзитного коридора Достык – Актогай – Мойынты". Маршрут является частью основного транзитного коридора Китай – Европа по территории Казахстана. Модернизация участка в 840 км позволит увеличить пропускную способность в два раза и сократит время доставки груза в 1,5 раза.

Проект включен в государственную программу страны на 2020-2025 годы "Нурлы жол". Казахстан планировал начать модернизацию коридора в 2023 году. В связи с увеличением транзитных контейнерных поездов в направлении Китай – Европа сроки были перенесены. Сейчас проект находится на одобрении в различных государственных ведомствах.

Как считает Рахметолла Кудайбергенов, избежать ситуации с простоем можно было благодаря четкому плану объема перевозок со стороны казахских экспортеров. Поскольку КТЖ в 2020 году уже в октябре-ноябре выполнили план сдачи объема перевозок, начались трудности с приемом груза.

"Китай – это плановая экономика. Все, что выше плана, они начинают плохо принимать. Если мы не научимся планировать, у нас постоянно будут такие проблемы. Экспортеры всегда осторожничают. Запланировали 1 млн тонн зерна, а перевезли 1,5 млн тонн. Должно быть четкое планирование со стороны экспортера, грузоотправителя. Чтобы объемы перевозок были согласованы", – пояснил Рахметолла Кудайбергенов.

На форуме выступил председатель Коалиции по защите прав потребителей Мурат Абенов с предложением о предотвращении простоев из-за карантинных мер. По его мнению, поскольку китайская сторона ввела карантинные ограничения из-за риска передачи вируса через продукцию пищевой промышленности, целесообразно минимизировать человеческий фактор на пограничных переходах. Мурат Абенов считает, что КТЖ можно рассмотреть вопрос о проведении реконструкции пункта пропуска Достык – Алашанькоу и сделать процесс перегруза продукции автоматизированным.

Говоря о дальнейших прогнозах разрешения ситуации на погранпереходах с Китаем, Канат Кобесов подчеркнул, что КНР заявила о намерениях снять ограничения на перевозку зерна в контейнерах, биг-бэгах и зерновозах.

"Сейчас мы с Китаем согласовываем пятилетний план перевозок, готовим документацию. И если в 2021 году согласно плану перевозок мы транспортируем в Китай и из Китая порядка 26 млн тонн, то эта цифра, как мы планируем, к 2025 году достигнет 40 млн тонн", – сообщил Канат Кобесов.

По подсчетам Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов, компании несут финансовые потери и убытки из-за простоя арендованных вагонов. Согласно минимальным подсчетам, ежедневно только собственники вагонов КазАПО теряют в сутки более 19 млн тенге (около $46 тыс.) из расчета минимальной ставки 8 тыс. тенге за вагон в сутки.

Ранее для решения проблемы скопления вагонов на границе с 1 по 15 марта АО "КТЖ – Грузовые перевозки" ввело временный запрет на перевозку всех видов грузов в Китай через погранпереход Достык. Пункт пропуска оставался открытым только для контейнеров. Ограничения для вагонов-зерновозов действовали дольше – до 20 марта, а транзитные потоки через Достык были перекрыты до конца месяца.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152016.05.2021