В то же время спрос на российскую сельхозпродукцию со стороны импортеров остается благоприятным.
Урожайность снизилась
Как сообщил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, по данным на 1 ноября экспорт пшеницы с начала сельхозсезона 2024/2025 года составил 21,9 млн т или 48,7% от прогнозируемого объема поставок за границу. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рекордного по урожаю, это на 1 млн т или на 4,4% меньше, что в общем не так плохо.
Однако по другим агрокультурам спад экспорта гораздо сильнее. Отправки ячменя на внешние рынки сократились на 27%, почти до 2,4 млн т, гороха – на 80%, до 440 тыс. т. На треть упал вывоз кукурузы, до 800 тыс. т.
Основная причина – снижение урожайности. Во-первых, продолжает ухудшаться технологичность сельхозпроизводителей, говорит А. Злочевский. Негативное воздействие также оказали погодные факторы, в первую очередь, засушливое лето.
Кроме того, влияет качество отечественных семян, которых стали применять больше в посевах из-за недопоставок импортных. Пока что российские проигрывает по продуктивности, свидетельствует глава РЗС, что сказывается на урожайности.
Импортеры сохраняют вес
Тем не менее спрос на зерно из России, включая пшеницу, сохраняется. "Несмотря на то, что ресурсов меньше, отгрузки идут хорошими темпами", – рассказал А. Злочевский.
При этом список главных стран-импортеров сейчас достаточно стабилизировался. По пшенице ключевыми потребителями остаются Египет, Алжир, Турция, Бангладеш. Активно покупают ячмень Саудовская Аравия, Ливия, Иордания, Тунис.
Несколько разнородным рынком сейчас выступает Латинская Америка: увеличила импорт зерна Мексика, тогда как некоторые страны континенты (Бразилия, Перу) его сократили.
Главными воротами экспорта сельхозпродукции по-прежнему являются Новороссийск и другие терминалы Азово-Черноморского бассейна. Хотя постепенно раскатываются иные направления.
Как рассказал начальник Северо-Кавказской железной дороги Сергей Задорин, основная доля погрузки СКЖД по растущим направлениям МТК "Север – Юг" приходится именно на зерновые грузы.
"Перевозки зерна со станций, расположенных на территории Дагестана, назначением на Иран возросли на 11%. Почти на 5% выросли перевозки этого груза со станций в Кабардино-Балкарии в Азербайджан, Грузию и Иран", – проинформировал он.
Новым адресом железнодорожной доставки продуктов перемола из Краснодарского края и Ставрополья стал Афганистан.
Что год грядущий готовит?
Вместе с тем ситуация с посевами озимых культур под урожай 2025 года представляется сложнее, чем под урожай этого.
"Во многих регионах они не успели взойти, сеяли в пыль из-за отсутствия влаги. А невзошедшие озимые имеют гораздо больше климатических рисков, чем взошедшие. И надо будет смотреть, взойдут ли по весне те озимые, которые не успели взойти перед тем, как их накрыл снег", – пояснил А. Злочевский.
По его словам, недостатки озимого сева в какой-то степени можно компенсировать яровым. В то же время экономическое положение сельхозпроизводителей слабеет. Если раньше продавали пшеницу по 10-11 тыс. руб. за тонну, то сейчас по 13 тыс. Но из-за роста затрат запаса у крестьян сейчас нет, отмечает эксперт.
"Катастрофы пока никакой нет, но в общем фундамент под будущий урожай ослабел по отношению к нынешнему сезону. И это порождает дополнительные риски. К ним надо быть готовыми и их надо учитывать", – резюмировал президент зернового союза.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
12.11.2024 |