22-09-15 / 2015
Новости отрасли
Экспорт вырос, но до плана не дотянул

В августе удалось улучшить по сравнению с прошлым годом все основные производственные показатели работы сети. И лишь объемы погрузки пока еще отстают от прошлогодних – на 0,6. Грузооборот же с учетом пробега порожних вагонов и за счет роста средней дальности перевозок изменился на ту же величину, но в сторону повышения.Период с января по август был отмечен ростом скорости доставки грузов и порожняка, а также ускорением оборота вагона. По итогам восьми месяцев года отставание по погрузке составляет 1,4%. Отметим, что такая же отрицательная динамика была зафиксирована и за аналогичный период 2014 года по сравнению с предыдущим 2013-м.

В августе погрузка превысила прошлогодний уровень на Свердловской, Забайкальской и особенно заметно на Красноярской дороге. Примерно в тех же объемах, что и в прошлом году, отгружалась продукция на Куйбышевской, Юго-Восточной, Дальневосточной и Калининградской магистралях. Сбавили погрузку Московская, Восточно-Сибирская, Южно-Уральская, но наиболее существенно – Северо-Кавказская и Горьковская дороги, где падение соответственно достигло 7% и 9%. Кроме того, на Горьковской магистрали в августе отмечено и самое большое на сети снижение грузооборота – на 7%.

Однако план по погрузке в прошлом месяце, как отмечают в ЦФТО, был выполнен практически по всем высокодоходным грузам 2-го и 3-го классов. Ниже заданной в начале месяца планки отгружались в основном лишь строительные и лесные грузы, а также цемент. Невыполненным оказался и план погрузки на экспорт в целом. Отметим, что к прошлому году эта составляющая грузопотока подросла на 1%.

На невыполнении плана сказалась прежде всего нестабильность с поставками нефти и нефтепродуктов, а также черных металлов. Снижение погрузки нефтяной номенклатуры прогнозируется ЦФТО и в ближайшее время в связи с плановым переключением нефтяного потока на трубопровод ВСТО ООО "Транснефть-Логистика". Кроме того, одна из причин уменьшения отгрузки на экспорт – снижение потребления массовых грузов на китайском рынке. В то же время недобор к плану экспортных объемов отразился и на уменьшении выручки от порожнего пробега подвижного состава, который должен возвращаться из припортовых станций и с погранпереходов на станции погрузки.

Тем не менее в августе погрузка в адрес российских портов и припортовых нефтебаз в целом выросла весьма заметно – на 3,4%, особенно ощутимо в направлении Дальневосточной дороги – на 9,5%. Как сообщили в Центральной дирекции управления движением, в основном это произошло за счет увеличения погрузки в адрес станций Находка-Восточная, Посьет, Мыс Астафьева. К концу месяца заметно выросли объемы и на северокавказском направлении. Так, назначением на станцию Туапсе погрузка увеличилась почти на треть, на Вышестеблиевскую – в полтора раза. А вот в адрес Октябрьской дороги объемы к прошлому году все же незначительно, всего на 0,5%, сократились. Исключением стала лишь станция Лужская, куда экспортные потоки по сравнению с прошлым годом выросли на 12%. Отметим также незначительный рост погрузки экспортных грузов и в направлении сухопутных погранпереходов, в том числе в страны Балтии и Финляндию.

В августе, так же как и в целом по итогам восьми месяцев года, улучшены все основные качественные показатели использования подвижного состава. В январе – августе бюджетное задание превышено по среднему весу грузового поезда на 1%, по среднесуточной производительности локомотива – на 3,7%, по участковой скорости – на 3,1%.

По сравнению с августом 2014 года заметно улучшен и такой важный показатель эффективности эксплуатационной работы, как время оборота вагона на сети. Правда, основным фактором его ускорения стало сокращение рабочего парка на инфраструктуре общего пользования более чем на 90 тыс. вагонов, соответственно уменьшились время и затраты на его переработку, не стоит забывать и о снижении объемов погрузки.

В прошлом месяце по сравнению с минувшим годом довольно существенно, на 120–140 в среднем в сутки, сокращено и количество отставленных от движения грузовых поездов. Правда, на дорогах Восточного полигона – Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной, а также на Северной их число не только не уменьшилось, но и заметно выросло.

Перечисленные выше факторы создали предпосылки для роста средней скорости доставки грузов и порожних вагонов, который, по данным Центральной дирекции управления движением, составил почти 40 км/сут.

Это коснулось всех категорий отправок: групповых, повагонных, контейнерных, но особенно заметно выросла маршрутная скорость – более чем на 60 км/сут.

Поэтому неслучайно растет и такой показатель, как надежность отправок. В установленные сроки прибыло 92,7% всех груженых отправок и 89,8% порожних. К прошлому году данные показатели соответственно улучшены на 7,1 и 6,4 процентных пункта. Снижены и убытки ОАО "РЖД" от выплат пени за несвоевременную доставку грузов и порожних вагонов.

Большое внимание в последнюю декаду августа традиционно уделялось бесперебойному пропуску пассажирских поездов. В это время обычно отмечаются пиковые показатели данного вида движения. Как сообщили в Центральной дирекции управления движением, в этом году график пассажирского движения был выполнен лучше, чем в прошлом. Так, по станциям посадки (высадки) пассажиров в пути следования он составил 97% с улучшением к 2014 году на 5,1 процентных пункта. Для наиболее полного удовлетворения спроса на поездки в направлении Черноморского побережья Кавказа была увеличена составность отправляемых туда поездов. Заметно возрос пассажиропоток в Адлер, Сочи, Хосту, Краснодар. Отмечен в августе и рост продаж туда и обратно уже на сентябрь. На 12% по сравнению с прошлым годом выросли перевозки пассажиров, которые предпочли этим летом отдохнуть на курортах Крымского полуострова.

В целом же тенденция снижения пассажирооборота на инфраструктуре ОАО "РЖД" сохраняется. За январь – август этот показатель ниже на 7,4% , чем за аналогичный период 2014 года, в том числе в дальнем следовании – на 7,9%. В этом году произошло сокращение пассажирооборота и в пригородном сообщении, особенно заметное на полигоне Северо-Кавказской дороги: если сравнивать его с олимпийским годом, то чуть ли не вдвое.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.09.2015