30-07-19 / 2019
Новости отрасли
Экспорт в цифровом формате

ОАО "РЖД" развивает технологию оформления в цифровом виде грузовых железнодорожных накладных, таможенных и налоговых деклараций при экспорте грузов. При ее использовании участники внешнеэкономической деятельности ВЭД и ОАО "РЖД" могут подтвердить право на нулевую ставку НДС при помощи электронных документов. Экспортная технология сетевого электронного взаимодействия при экспортных перевозках грузов железнодорожным транспортом не имеет в настоящее время аналогов на других видах транспорта в России.

Электронная накладная упрощает перевозки за рубеж. Как рассказали "Гудку" в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), до конца года ОАО "РЖД" планирует приступить к широкому тиражированию электронной технологии импортных перевозок грузов с последующим автоматическим оформлением в интересах участника ВЭД таможенной транзитной декларации в информационной производственной системе ОАО "РЖД" и передачей ее в информационную систему Федеральной таможенной службы России (ФТС). Экспортная технология сетевого электронного взаимодействия при экспортных перевозках грузов железнодорожным транспортом носит ярко выраженный инновационный характер и не имеет в настоящее время аналогов, как при перевозках другими видами транспорта в России.

"РЖД и таможенная служба за последние четыре-пять лет сделали колоссальный шаг вперед с точки зрения электронного взаимодействия, – рассказал в ходе круглого стола в ИД "Гудок" заместитель начальника ЦФТО ОАО "РЖД" – начальник управления по таможенной деятельности Юрий Сиротич. – Примеров такого взаимодействия и интеграции информационных систем, которые есть у нас, на постсоветском пространстве однозначно нет. И в мировой практике насчитываются единицы, да и там не все так гладко.

Ни для кого не секрет, что станции назначения удалены от таможенных органов иногда на сотни километров, и раньше эта процедура занимала три-четыре дня. Нужно было отвезти документы туда, сутки – на обработку, потом сутки, чтобы вернуть обратно. И только после этого можно было приступить к основному таможенному оформлению груза. Сейчас завершение этой процедуры занимает три-пять минут в электронной форме".

Экспортные перевозки с использованием электронных накладных и возможностью электронного взаимодействия с Федеральной налоговой службой России (ФНС) осуществляются в прямом железнодорожном международном сообщении с сопредельными странами, которые в состоянии на данный момент поддержать электронный формат работы (Финляндия, Литва, Латвия и Эстония), а также при железнодорожных перевозках для дальнейшего экспорта через внутренние порты России. Сегодня таким образом по электронным документам оформлено более 4,5 тыс. накладных на грузы.

Как отмечают в ЦФТО, задача перевода в электронный вид экспортных грузов железнодорожным транспортом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в части предоставления экспортерам возможности подтверждения права на применение ставки НДС 0% в электронном виде, в целом решена.

Технология предполагает, что все операции по планированию экспортной перевозки, оформлению таможенной декларации, формированию и подписанию железнодорожных документов, отметок таможенных органов, осуществлению налоговой отчетности выполняются в электронном виде на основе электронного взаимодействия ФТС, ФНС и ОАО "РЖД" без дублирования на бумажных носителях на всех этапах внешнеэкономической деятельности.

Напомним, в октябре прошлого года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось заседание, на котором РЖД совместно с органами налоговой и таможенной служб представили электронную технологию взаимодействия всех участников перевозочного процесса по переводу экспорта грузов железнодорожным транспортом в цифровой формат.

Как рассказала "Гудку" руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра Алевтина Кириллова, перевозки экспортных грузов по безбумажной технологии начали прорабатываться в соответствии с поручением Правительства РФ от 12 мая 2015 № ИШ-П10-3124, выстраиваясь поэтапно следующими шагами: обмен между РЖД и ФНС электронными реестрами перевозочных документов – октябрь 2015 года. Обмен между РЖД и ФТС электронными отметками таможенных органов – январь 2016 года. Обмен между РЖД и ФНС электронными накладными с электронными отметками таможенных органов – декабрь 2016 года. Изменение законодательной базы Российской Федерации для тиражирования на всю страну (закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ) – август 2018 года.

В период с 2016 по 2018 год был проведен масштабный эксперимент по перевозке грузов по электронным документам с возможностью подтверждения ставки НДС 0% в электронном виде на российско-финляндском направлении (до 37% грузов от общего ежегодного объема перевозок в 15–16 млн тонн).

Текущее состояние технологии – переход от ограниченного круга участников к предоставлению такой возможности всем.

ФТС и ФНС разработали и утвердили формат электронного перевозочного документа для подтверждения обоснованности нулевой ставки НДС, который был утвержден Министерством юстиции России 11 июля. Теперь, чтобы подтвердить обоснованность НДС 0% при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта, в налоговые органы можно направить такой перевозочный документ в электронном формате. Таким образом, подтверждение права участниками ВЭД и ОАО "РЖД" на нулевую ставку НДС при экспорте при помощи электронных документов теперь введено в полном объеме.

Как рассказала "Гудку" Алевтина Кириллова, тиражирование безбумажного экспорта позволило на сегодняшний день выстроить практический обмен с клиентами электронными счетами-фактурами, актами и перечнями, практический обмен дополнительными электронными бухгалтерскими и первичными документами, включая расширение перечня электронных документов, используемых при грузовых перевозках (акт сверки расчетов на оплату штрафных санкций, акт на оказание услуг по предоставлению железнодорожного состава и прочее), передачу в ФНС электронных реестров перевозочных документов с электронной подписью, а также получать электронные отметки технического осмотра на железнодорожной накладной и осуществлять в электронном виде такие таможенные операции, как регистрация прибытия и убытия, помещение на временное хранение и выдача грузов.

По ее словам, данная технология весьма перспективна с точки зрения достижения результативности федерального проекта "Логистика международной торговли", входящего в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

"Электронный документооборот значительно упростит существующую таможенную систему, и отсутствие бумажных перевозочных документов существенно скажется на времени прохождения контрольных процедур и, соответственно, скорости доставки экспортных грузов конечному потребителю. Вместе с тем электронный документооборот уменьшает издержки как налоговых органов, так и бизнеса. Раньше экспортеры возили бумажные экземпляры документов, и со стороны бизнеса серьезные затраты имелись на подготовку, оформление и доставку бумаг, а ФНС несла издержки за хранение", – заявила Алевтина Кириллова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.07.2019