04-04-16 / 2016
Новости отрасли
Экспорт прирастает топливом

Несмотря на прежние сдержанные прогнозы относительно динамики перевалки в дальневосточных портах, стивидоры демонстрируют уверенный рост приема грузов. В марте в морских портах, имеющих выход на Дальневосточную дорогу, выгрузка подвижного состава возросла на 16,6 к прошлогоднему результату.

Спрос на уголь увеличил объемы грузопереработки в дальневосточных портах. В том числе на припортовых станциях Ванинско-Совгаванского узла в Хабаровском крае она увеличилась на 12%. Среднесуточно там выгружали 1 тыс. 153 вагона. Максимальный объем зафиксирован 25 марта, когда на станции Ванино выгрузка превысила 1 тыс. 300 вагонов.

Стабильный рост грузопереработки обеспечен главным образом за счет перевалки экспортного угля. Как сообщили в Дальневосточной дирекции управления движением, от месяца к месяцу объемы поступления грузов растут в адрес ЗАО "Дальтрансуголь" (входит в СУЭК). Оператор спецтерминала в среднем выгружал в январе 739 вагонов в сутки, в феврале – 797. В марте он вышел на среднесуточную выгрузку в 810 вагонов, тогда как годом ранее – 714. Растет прием грузов с железной дороги и у ОАО "Ванинский морской торговый порт". По сравнению с мартом 2015-го компания увеличила среднесуточный объем выгрузки на 22,6%: со 164 вагонов до 201.

Аналогичная тенденция и в соседнем с Хабаровским краем Приморье. Перевалка в марте возросла в портах Восточный, Находка, Посьет, Владивосток. 28 марта на станциях Владивостокского региона ДВЖД зафиксирован рекорд по суточной выгрузке. При плане 3,6 тыс. вагонов в сутки выгружено 4,1 тыс., что выше на семь поездов. "Это положительно скажется на работе транспортной отрасли края, на увеличении перевалки грузов и, следовательно, на развитии экономики Приморского края, дополнительных налоговых поступлениях в бюджет", – отметил первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев. По его словам, достичь рекордного показателя позволили совместные усилия участников единой транспортной цепи, обеспечивших эффективный технологический процесс выгрузки.

Дает результат внедрение рациональных технологий в обслуживании грузопотока. К примеру, в структуре АО "Евраз Находкинский морской торговый порт" (НМТП) недавно появился новый грузовой универсальный терминал. Он объединил действующие производственно-перегрузочные комплексы № 4 и № 5, расположенные в районе станции Мыс Астафьева. Терминал работает с углем, коксом, чугуном и продукцией металлургических комбинатов. По словам управляющего директора АО "Евраз НМТП" Вячеслава Сараева, объединение комплексов поможет нарастить интенсивность обработки судов с металлопрокатом.

В прошлом году стивидор уже проводил подобную реорганизацию – в районе станции Находка (Бархатная). Тогда на основной стороне Находкинского порта комплексы № 1 и № 3 были объединены в угольный терминал. Слияние позволило повысить эффективность работы на 10%, увеличить выгрузку до 148 вагонов в смену и суточную погрузку на суда – до 66 тыс. тонн грузов, уточнили в НМТП. Теперь компания располагает двумя крупными терминалами, каждый включает по восемь причалов.

Ранее некоторые участники рынка прогнозировали, что в 2016 году рост перевозок экспортных грузов через порты, в первую очередь угля, будет не таким уверенным, как в предыдущие годы. Причиной называлась не только низкая цена на топливно-энергетические ресурсы. "Год будет более сложным, и мы выйдем на некую статику. Это всего лишь свидетельство того, что спрос догнал предложение", – говорил тогда управляющий директор АО "Восточный порт" Анатолий Лазарев.

За рынки приходится бороться, признает Сергей Цивилев, гендиректор угледобывающей компании "Колмар", отгрузившей в прошлом году в Якутии 2,8 млн тонн своей продукции. В 2016-м она планирует увеличить поставки более чем в полтора раза. В планах компании – активный выход на рынок Японии.

Российский уголь находит спрос и в Китае, хотя Пекин избрал курс на поддержку своих производителей.

31 марта ПАО "Мечел" сообщило о пролонгации соглашения о сотрудничестве с одним из крупнейших металлургических холдингов КНР Baosteel Resources. С апреля этого года по март следующего компания направит китайской стороне до 960 тыс. тонн коксующегося угля премиальных марок, добытого на Нерюнгринском разрезе в Якутии. Основная часть будет экспортироваться через торговый порт Посьет, который в марте к прошлогоднему уровню увеличил выгрузку на 105 вагонов в сутки.

Впрочем, не у всех участников рынка столь устойчивое положение дел. Недавно в СУЭК приняли решение о закрытии шахтоуправления "Восточное", которое разрабатывает Липовецкое каменноугольное месторождение в Приморье. Как сообщили в краевой администрации, в последние несколько лет ЗАО "Шахтоуправление Восточное" показывает отрицательный финансовый результат. Причин несколько, в том числе закрытие основного экспортного направления сбыта продукции.

Производственный процесс шахты не прекращался. Однако подготовка запасов на Липовецком месторождении уже не ведется, это для компании, по словам ее руководства, экономически нерентабельно. "До конца года утверждена программа по добыче угля в объеме 850 тыс. тонн. Намерены план выполнить", – сказал и.о. генерального директора ОАО "Приморскуголь" (дочерняя компания СУЭК) Андрей Кукаренко. Если в следующем году собственник предприятия закроет шахтоуправление, это отрицательно скажется и на погрузке станции Липовцы.

Павел Усов

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.04.2016