21-03-06 / 2006
Новости отрасли
Экспорт нефти к концу 2005 г. сократился примерно на 1 %, а вывоз продуктов переработки вырос примерно на 14 %

Основными причинами изменения товарных потоков стали высокие экспортные пошлины на нефть и рост тарифов на железнодорожные и речные перевозки. В то же время цены на нефть внутри России стали вполне конкурентными по отношению к международным рынкам.

В 2005 г. Россия экспортировала 251 млн. т нефти и более 100 млн. т нефтепродуктов. В декабре цена российской экспортной смеси Urals в Средиземноморье составляла около $380 за тонну при экспортных издержках в $220 (в случае трубопроводной поставки через Новороссийск), а в Западной Сибири - $194. Таким образом, внутренний рынок оказался более чем на $30 за тонну привлекательнее экспорта. По этой причине ряд компаний перенаправили свои экспортные партии на внутренний рынок.

Объем переработки нефти в России в 2005 г. вырос на 6,4 % к прошлогоднему показателю и достиг 206 млн. т. Рост загрузки российских заводов привел к наращиванию экспортных поставок нефтепродуктов. На фоне благоприятной экспортной конъюнктуры в России и сопредельных государствах активизировалось строительство морских терминалов для их перевалки. В ближайшее время появится несколько таких комплексов - в Приморске, Силламяэ, Клайпеде, Мурманске, Тамани и Ейске.

Рост конкуренции между терминалами внутри России и за ее пределами в ближайшие годы обещает привести к сокращению стоимости перевалки нефтепродуктов и облегчению доступа трейдеров к портовой инфраструктуре, отмечается в «Коммерсанте». Сегодня российские портовые терминалы находятся в привилегированном положении по отношению к коллегам из Прибалтики и с Украины из-за относительно низких железнодорожных тарифов.

Однако по мере унификации тарифов конкуренция в транзитном бизнесе будет расти, полагают авторы статьи. Прибалтийские порты смогут предлагать российским экспортерам более выгодные условия перевалки, чем отечественные терминалы. ФСТ в этом году повысила железнодорожные тарифы до российских портов примерно на 12,8 %, в 2007 г. намерена повысить на 10,4 %, в 2008 г. - на 8,8 %. При этом ФСТ не будет повышать только тарифы до пограничных переходов. В 2008 г. транспортировка до портов России будет в 1,125 раза дешевле, чем до границы, и для окончательного выравнивания тарифов в 2009 г. потребуется единовременная дополнительная индексация в размере 4,7 %.

Либерализация перевалки нефтепродуктов облегчит трейдерам выход на рынок конечного потребителя, увеличит объемы продаж российских грузов на условиях CIF (с доставкой в порт потребителя). Неоспоримыми плюсами торговли на условиях CIF являются возможность извлечения дополнительной прибыли за счет реализации товара за пределами европейского континента, участие в тендерах на поставку нефти и нефтепродуктов в Африку и на Ближний Восток, применение гибкого подхода к ценообразованию и страхованию рисков. При умелой организации логистики трейдер может улучшить экономику экспортных операций за счет использования танкеров ледового класса для аккумулирования больших объемов для вывоза за пределы Европы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
"Коммерсантъ"21.03.2006"Экспортеры переходят на бензин"