Основными причинами изменения товарных потоков стали высокие экспортные пошлины на нефть и рост тарифов на железнодорожные и речные перевозки. В то же время цены на нефть внутри России стали вполне конкурентными по отношению к международным рынкам.
В 2005 г. Россия экспортировала 251 млн. т нефти и более 100 млн. т нефтепродуктов. В декабре цена российской экспортной смеси Urals в Средиземноморье составляла около $380 за тонну при экспортных издержках в $220 (в случае трубопроводной поставки через Новороссийск), а в Западной Сибири - $194. Таким образом, внутренний рынок оказался более чем на $30 за тонну привлекательнее экспорта. По этой причине ряд компаний перенаправили свои экспортные партии на внутренний рынок.
Объем переработки нефти в России в 2005 г. вырос на 6,4 % к прошлогоднему показателю и достиг 206 млн. т. Рост загрузки российских заводов привел к наращиванию экспортных поставок нефтепродуктов. На фоне благоприятной экспортной конъюнктуры в России и сопредельных государствах активизировалось строительство морских терминалов для их перевалки. В ближайшее время появится несколько таких комплексов - в Приморске, Силламяэ, Клайпеде, Мурманске, Тамани и Ейске.
Рост конкуренции между терминалами внутри России и за ее пределами в ближайшие годы обещает привести к сокращению стоимости перевалки нефтепродуктов и облегчению доступа трейдеров к портовой инфраструктуре, отмечается в «Коммерсанте». Сегодня российские портовые терминалы находятся в привилегированном положении по отношению к коллегам из Прибалтики и с Украины из-за относительно низких железнодорожных тарифов.
Однако по мере унификации тарифов конкуренция в транзитном бизнесе будет расти, полагают авторы статьи. Прибалтийские порты смогут предлагать российским экспортерам более выгодные условия перевалки, чем отечественные терминалы. ФСТ в этом году повысила железнодорожные тарифы до российских портов примерно на 12,8 %, в 2007 г. намерена повысить на 10,4 %, в 2008 г. - на 8,8 %. При этом ФСТ не будет повышать только тарифы до пограничных переходов. В 2008 г. транспортировка до портов России будет в 1,125 раза дешевле, чем до границы, и для окончательного выравнивания тарифов в 2009 г. потребуется единовременная дополнительная индексация в размере 4,7 %.
Либерализация перевалки нефтепродуктов облегчит трейдерам выход на рынок конечного потребителя, увеличит объемы продаж российских грузов на условиях CIF (с доставкой в порт потребителя). Неоспоримыми плюсами торговли на условиях CIF являются возможность извлечения дополнительной прибыли за счет реализации товара за пределами европейского континента, участие в тендерах на поставку нефти и нефтепродуктов в Африку и на Ближний Восток, применение гибкого подхода к ценообразованию и страхованию рисков. При умелой организации логистики трейдер может улучшить экономику экспортных операций за счет использования танкеров ледового класса для аккумулирования больших объемов для вывоза за пределы Европы.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
"Коммерсантъ" | 21.03.2006 | "Экспортеры переходят на бензин" |