11-06-10 / 2010
Новости отрасли
Эксперты указывают, что будущее перевозок нефти по сети РЖД весьма туманное, и инвестирование в цистерны может стать довольно рискованны...

Совсем незначительное падение перевозки нефтеналивных грузов по итогам 2009 года было вполне ожидаемым. Этот фактор стал причиной динамичного роста показателей производства железнодорожных цистерн, которые находятся на второй позиции после полувагонов и в общем парке составляют около 240 тыс. единиц. Впрочем, эксперты указывают, что будущее перевозок нефти по сети РЖД весьма туманное, и инвестирование в цистерны может стать довольно рискованным шагом. По итогам 2009-го, когда значительную часть времени вагоностроительная отрасль либо перебивалась случайными заказами, либо простаивала, производители цистерн были единственными, кто наращивал выпуск своей продукции. Так, по оценкам ИА INFOLine, в прошлом году только в России объемы их производства выросли в 2,2 раза (более чем на 3 тыс. ед.). Таким образом, производство цистерн увеличилось даже по сравнению с 2008-м.

Интересно, что еще недавно отраслевые аналитики указывали на близость перенасыщения этого сегмента подвижного состава: за период 2001–2008 гг. российскими частными компаниями было закуплено более 57 тыс. цистерн для перевозки нефтепродуктов. То есть дефицит подвижного состава в этом сегменте, если он и существовал, был фактически закрыт. Об этом свидетельствовало и начавшееся падение спроса.

Однако рыночная ситуация, связанная со стабильностью спроса на перевозки нефтеналивных грузов, а также падением цены на вагоны, вновь привела к активной кампании крупных железнодорожных операторов по покупке нового подвижного состава. Привлекательность этой сферы вагоностроения наглядно демонстрируют и планы заводов по выпуску данного вида подвижного состава в 2010 году. В частности, руководство Рославльского ВРЗ рассматривает возможность наращивания ежегодных объемов производства цистерн. Кроме того, в конце прошлого года Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ выдал Армавирскому заводу тяжелого машиностроения (АЗТМ) сертификат на серийное производство вагонов-цистерн для перевозки бензина и других светлых нефтепродуктов модели 15-1547-03, спроектированных азовмашевскими конструкторами. В компании ОАО «Алтайвагон» (входит в холдинг «Сибирский деловой союз», СДС) также намерены в ближайшее время получить сертификат на выпуск цистерн для перевозки нефтепродуктов с диаметром котла 3,2 м. В пользу развития производства цистерн говорит и тот факт, что на фоне пополнения операторами собственного парка подвижного состава идет старение существующей техники. По разным оценкам, оптимальная величина ежегодного обновления парка цистерн должна составлять не менее 13–15 тыс. в год, на что и рассчитывают производители этого вида подвижного состава в будущем. В лизинговых компаниях также согласны, что цистерны еще долгое время будут востребованным видом вагонов. Более того, аналитики отмечают, что на рынке перевозок нефтеналива все еще ощущается их нехватка, что уже ведет к увеличению арендных ставок и частично влияет на повышение цены на новый подвижной состав. «В начале 2000-х, с открытием рынка грузовых перевозок, компании покупали именно цистерны. Потом рынок насытился, и внимание переключилось на полувагоны», – рассказывают в компании «Брансвик Рейл Лизинг». Однако в середине прошлого года на рынке вновь стал расти спрос на цистерны. Причиной были низкие цены и постепенное увеличение объемов перевозок. Как быстро насытится рынок на этот раз, не понятно. Специалисты указывают, что даже после запуска ВСТО цистерны, которые используются сейчас для перевозки нефтепродуктов, находят свою нишу – в стране продолжают строиться новые НПЗ по глубокой переработке нефтепродуктов. Кроме того, ни одно предприятие не стало бы вкладывать деньги в открытие новой производственной линии, не будучи уверенным в том, что на его продукцию будет спрос. «В настоящее время сдерживающим фактором для увеличения объемов выпуска цистерн на УВЗ является дефицит мощностей по изготовлению котлов. Наиболее оперативным решением данной проблемы является производственная кооперация с другими машиностроительными предприятиями. С IV квартала прошлого года такое сотрудничество осуществляется с ОАО «Уралкриомаш», входящим в интегрированную структуру нашей корпорации. Во втором полугодии в производственную кооперацию может быть вовлечен еще ряд предприятий», – считает коммерческий директор ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Андрей Шленский. При этом руководство корпорации подчеркивает, что сегодня рассматривается возможность получения дополнительных заказов и, соответственно, увеличения объемов производства и реализации цистерн при расширении объемов и географии производственной кооперации с другими машиностроительными предприятиями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.06.10Нефтяной поток обеспечит место под солнцем