22-04-25 / 2025
Новости отрасли
Эксперты: Меры Минтранса РФ по повышению погрузки выглядят сомнительными

Представители операторского сообщества выразили сомнение в тех мерах, которые предложены в Минтрансе РФ для стимулирования погрузки на РЖД. Мнение отражено в ряде писем, которые направлены в Минэнергетики России. Вопросы планируется обсудить и в рамках заседания президиума саморегулируемой организации "Союз участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖТ).

На заседании СОЖТ, которое состоится 24 апреля текущего года, предстоит обсудить ряд актуальных вопросов рынка операторских услуг. В том числе – о расчете профицита/дефицита парка на сети железных дорог по родам подвижного состава.

Другой вопрос – о плане мероприятий по перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденном министром транспорта РФ Романом Старовойтом 04.04.2025 г. по итогам совещания в Минтрансе РФ.

Как отметили эксперты, мнение на данную тему приходится формировать в рамках заседания СОЖТ в связи с невозможностью выступления представителей союза на вышеуказанном совещании. Ранее в адрес министра транспорта РФ уже было направлено обращение СОЖТ, в котором указано о поддержке ряда мероприятий по привлечению дополнительных грузов на железную дорогу, но при этом отмечен и ряд замечаний.

В частности, в него необходимо включить мероприятие по установлению сроков приема вагонов к перевозке и ответственности перевозчика за нарушение таких сроков, что является необходимым условием для повышения дисциплины и предсказуемости сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте.

И прежде чем искать поводы для реагирования на изменение цен операторов, необходимо мониторить изменение тех рыночных условий, которые в основе своей и предопределяют цены операторов.

Также необходимо предусмотреть механизмы внешнего контроля отсутствия злоупотреблений монополии по перемещению вагонов на ближайшую станцию, а также устранить тарифные диспропорции, осуществить выравнивание тарифа на перемещение порожних вагонов вне зависимости от рода подвижного состава и класса ранее перевезенного груза.

Целесообразно выработать новые подходы (методы) регулирования парка на сети. Предлагаемое перевозчиком использование института приписки под цели, противоречащие назначению приписки, создает лишь дополнительный (необоснованный) административный барьер для получения госуслуги пономерного учета, а не способствует притоку дополнительных объемов грузов. Это может привести, в частности, наоборот, к падению погрузки некоторых номенклатур. Например, в сегменте нефтеналива.

По мнению СОЖТ, сформированный Минтрансом план мер для повышения погрузки не отражает причинно-следственные связи между действиями монополии и текущей ситуацией. На практике это позволяет ОАО "РЖД" не афишировать возникающие сложности и обходными способами избегать проблем со сроками доставки, падением погрузки, уходом грузов с железной дороги, возлагая при этом ответственность на других участников перевозочного процесса.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

22.04.2025