24-12-21 / 2021
Новости отрасли
"Эксперт РА" ждет восстановления EBITDA margin у Globaltrans в ближайшие 2 года

Рентабельность Globaltrans по EBITDA восстановится в ближайшие два года, считают аналитики "Эксперт РА".

"С 30 июня 2020 г. по 30 июня 2021 г. EBITDA margin снизился на 9 процентных пункта, до 43%. Однако на горизонте следующих двух лет от 30 июня 2021 г. показатель восстановится до средних значений в 50% благодаря начинающему циклическому развороту рынка полувагонов на фоне роста погрузки насыпных грузов, в том числе - из-за благоприятного ценового тренда", - говорится в сообщении рейтингового агентства.

При этом, несмотря на давление слабой ценовой конъюнктуры на рынке универсального подвижного состава в I полугодии 2021 г., "Эксперт РА" продолжает оценивать текущую рентабельность компании как высокую.

Агентство уточняет, что в расчетах рентабельности выручка корректируется на величину груженого инфраструктурного тарифа, оплачиваемого клиентами "Российским железным дорогам" через вагонную компанию, а также услуги соисполнителей.

"Эксперт РА" продолжает оценивать как "умеренную" устойчивость отрасли к внешним шокам из-за зависимости от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, на которых работают клиенты Globaltrans. Поддержку дает диверсифицированная база грузов, перевозимых в вагонах компании, а также ее сетевые масштабы. Это сглаживает зависимость от конъюнктуры в отдельных отраслях, замечает агентство.

"При этом наличие долгосрочных контрактов обеспечивает устойчивость операционных денежных потоков даже при негативных рыночных условиях", - говорится в сообщении. Также "Эксперт РА" обращает внимание на тот факт, что барьеры для входа в отрасль являются "умеренно высокими, учитывая значительные масштабы бизнеса и необходимости существенного размера компетенций".

"Состав грузовой базы сохраняется с преимуществом металлургических грузов (42% грузооборота за I полугодие 2021 г.), угля (32%), нефтепродуктов и нефти (13%)", - добавляют аналитики. При этом в парке Globaltrans, по состоянию на 30 июня состоявшем из примерно 72 тыс. единиц подвижного состава (с учетом арендованного), 65% приходилось на полувагоны для перевозки насыпных грузов и продукции более высоких переделов, 26% - на цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов.

"Клиентская база компании обладает небольшой концентрацией", - добавляет "Эксперт РА", подчеркивая, что контрактные отношения стабильные и долгосрочные. По итогам I полугодия 2021 г. в структуре выручки, очищенной от проходящего через холдинг груженого инфраструктурного тарифа ОАО "Российские железные дороги", крупнейшим клиентом оставалась "Роснефть" с долей 29%.

Также в топ-5 клиентов, исторически формирующих более 60% выручки Globaltrans, входят "Металлоинвест", "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК), "Газпром нефть" и Evraz. С первыми двумя подписаны твердые обязательства по перевозке соответственно не менее 50% и 70% используемой и производимой предприятиями продукции, "что положительно сказывается на прогнозируемости объемов перевозок и денежных потоков", отмечает "Эксперт РА".

Агентство напоминает, что в последнее время железнодорожная группа продлила контракты с "Роснефтью" (до конца марта 2026 г.) и ММК (до конца сентября 2024 г.). Кроме того, Globaltrans поддерживает контракты с "Трубной металлургической компанией" и ЧТПЗ на обеспечение не менее 70% их потребностей в ж/д перевозках, говорится в сообщении.

"Расположение клиентских добывающих и перерабатывающих комплексов и значительный опыт диспетчеризации большого парка позволяет компании более гибко управлять логистикой полувагонов, организуя более сложные кольцевые маршруты, что положительно отражается на операционных характеристиках. Коэффициент порожнего пробега полувагонов (отношение порожнего к общему пробегу) составил 31%, что по-прежнему является одним из самых низких показателей в секторе", - подчеркивает "Эксперт РА".

В качестве дополнительного конкурентного преимущества Globaltrans агентство выделяет наличие собственного парка магистральных локомотивов (71 по состоянию на 30 июня 2021г.), задействованных в перевозках нефтепродуктов и нефти и позволяющих компании улучшать оборачиваемость парка.

Износ основных средств аналитики оценивают как умеренный: средний возраст полувагонов составляет 12,4 года, цистерн - 16,4 при нормативных сроках службы этих видов вагонов в РФ в 22 и 32 года, соответственно.

"Эксперт РА" также отмечает, что компания продолжает поддерживать долг на низком уровне. По состоянию на конец I полугодия 2021 г., отношение долга к EBITDA LTM, по расчетам агентства, составило 1,6. Процентная нагрузка (EBITDA / проценты к уплате) - 9. График погашения оценивается как комфортный. В частности, холдинг по-прежнему не подвержен валютным рискам из-за отсутствия валютного долга.

Несмотря на то, в течение года после 30 июня 2021 г. должны быть погашены более 30% обязательств, у группы значительный размер невыбранных кредитных линий, сопоставимых с долгом Globaltrans, а также наличие широких возможностей по привлечению средств на публичном долговом рынке, отмечает агентство.

"Группа характеризуется умеренно высоким уровнем прогнозной ликвидности: увеличивающиеся инвестиции, процентные платежи, предстоящие погашения покрываются сильным операционным потоком, доступными денежными средствами", - также подчеркивает "Эксперт РА".

"Агентство ожидает, что при сохранении в целом благоприятной ситуации на рынке компания сохранит достаточно высокий объем дивидендных выплат, но также учитывает последовательную реализацию финансовой и дивидендных политик и взаимосвязь возможных средств к распределению с текущими рыночными условиями заимствований", - говорится в сообщении.

Globaltrans специализируется на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. В парке группы - более 70 тыс. единиц подвижного состава (полувагоны и цистерны, а также танк-контейнеры).

Основателям компании - Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 10,8%. Через совместную структуру бизнесмены владеют еще 0,9%. У члена совета директоров Globaltrans Александра Елисеева - 5,1%, у директора по стратегии и главы совета Сергея Мальцева - 3,1%. Под контролем менеджмента - 0,2%, 0,04% акций являются казначейскими. Free float - 56,9% (GDR торгуются на Лондонской фондовой и Московской биржах).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.12.2021