10-01-23 / 2023
Новости отрасли
Эксперт: Иран – страна логистических парадоксов

На 20%, до $4,5 млрд вырос товарооборот с Ираном по итогам 2022 года, об этом рассказал журналистам глава ФТС Владимир Булавин. Рост стал возможен и в том числе благодаря "упрощенному таможенному коридору". Как рассказал РЖД-Партнеру участники рынка, в Иране не просто строят логистические международные маршруты, но и зарабатывают на них. "Если вы выходите на Каспий, то может возникнуть ощущение что вы вернулись в бизнес 90-е годов: вы понимаете, что даже с малым капиталом все можно сделать. Можно быть трейдером каменного угля, нефти, газа – пожалуйста!", - говорит Александр Шаров, директор и владелец ООО "Нефтехимтранс" ГК "РусИранЭкспо". В 2022 году фрахтовые ставки на транспортировку груза по Каспию из России в Иран выросли с $35 до более $80. Перевозка в обратную сторону, из Ирана, дешевле процентов на сорок. Ставка на двадцатифутовый контейнер достигает $1,2 тыс. Перевозчики, для ускорения грузооборота, намерены отказывать в перевозке в трюме паллетных грузов. Они намерены пускать по Каспию или контейнеры, или биг-бэги. Однако надежда, что по коридору Север-Юг пойдет поток контейнеров из недружественных стран – изначально ошибочна, добавляет эксперт. "Еще год назад заявляли, что по маршруту Север-Юг пойдут контейнеры из России в Индию, планировалось также задействовать Финляндию. Даже отправили первую партию в 30 контейнеров с бумагой. Часть контейнеров дошла до Индии, а часть осталась в Иране, как трофеи", - рассказывает РЖД-Партнеру Александр Шаров. Транзит груза автомобильным транспортом через Иран оценивается менее чем в $40 за тонну, причем за эту сумму можно преодолеть весь Иран. Если перейти на железнодорожный транспорт, то стоимость транзита снижается до $30. Участок, на котором нет железной дороги, подменяют автотранспортом: контейнеры перегружают с железнодорожной сети и закрепляют на автоплощадках цепями и другими подручными средствами. "Чтобы избежать потери груза и контейнера надо контролировать иранских перевозчиков буквально в ручном режиме", - признается РЖД-Партнеру Александр Шаров. Однако плюсы у железнодорожной перевозки все есть, они в госпрограммах, которые позволяют и снизить стоимость железнодорожного транзита почти до нуля, то есть проехать Иран бесплатно. Иран – страна парадоксов, говорит Шаров. С его слов транзит груза по Ирану занимает от трех до пяти дней. За 15 дней возможно спокойно доставить контейнеры из российского порта Новороссийск в индийский порт Нава-Шева российскими морскими контейнерными линиями. Однако участники рынка заявляют о прохождении груза через Иран за 30 дней. "Груз теряет время на погранпереходах. Например, очередь в Астаре стоит до 15 дней. Даже скоропорт стоит в очереди все эти 15 дней", - говорит А. Шаров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.01.2023