09-02-21 / 2021
Новости отрасли
Эксперимент с продолжением

Пилотный проект по допуску частной тяги к сети "Укрзализныци" могут не ограничить

Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) в январе направила письмо в Министерство инфраструктуры Украины с просьбой продлить пилотный проект по допуску частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах железнодорожных путей страны. На момент обращения договор о допуске частных локомотивов подписан только с одной компанией. ЕБА обеспокоена тем, что поставленные сроки реализации проекта не позволят другим участникам рынка принять в нем участие, а следовательно, создать здоровую конкуренцию. Согласно обращению, срок реализации проекта необходимо увеличить на два года (до 4 декабря 2023 года).

ЕБА отмечает, что, согласно пункту 1 постановления Кабинета министров Украины "О реализации экспериментального проекта по допуску частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах на железнодорожных путях общего пользования" от 4 декабря 2019 года, проект должен быть реализован до 4 декабря 2021 года.

Однако на данный момент договор подписан только с одной частной компанией.

"Экспериментальный проект нацелен протестировать функционирование рынка железнодорожных перевозок в условиях работы нескольких перевозчиков, отработать технические особенности реализации доступа к инфраструктуре, исследовать рынки по обеспечению движения при эксплуатации частных поездных формирований на сети общего пользования", – говорится в письме.

Как ранее сообщил "Гудок", первый участник проекта (Украинская локомотивостроительная компания, УЛСК) был определен еще 27 августа 2020 года. Несмотря на это, договор между УЛСК и УЗ подписали только в середине декабря прошлого года.

"Договор с УЗ должен был быть подписан 7 октября, но этого так и не произошло. Нам необходимо еще один-два месяца для подписания регламентов с железными дорогами (Юго-Западной и Львовской) и грузоотправителями. Нужно продолжать эксперимент следующие два года, до 2023 года", – ранее в интервью украинской информационно-консалтинговой компании "Центр транспортных стратегий" (ЦТС) заявил технический директор УЛСК Владимир Крот.

Отметим, что, согласно договору, первый участник эксперимента начал осуществлять работу на 11 участках железной дороги.

Владимир Крот добавил, что приоритетным является участок от станции Гуменцы до станции Гречаны. "Участок один, но количество клиентов там больше одного. Есть несколько наших партнеров, которые согласились отдать нам право перевозить их грузы нашими локомотивами. Партнеров мы пока называть не будем, потому что это относится к коммерческой тайне до подписания договора с ними", – рассказал он.

Договор "О допуске частных локомотивов к работе отдельными маршрутами железнодорожных путей общего пользования" утвержден 26 ноября правлением УЗ. Согласно ему, УЛСК необходимо дополнительно заключить договор о техническом обслуживании и хранении локомотивов на путях УЗ.

"Техническое обслуживание и ремонт частных локомотивов будет производиться депо условной прописки (структурное подразделение УЗ). В случае если компания обращается к другим предприятиям для оказания данных услуг, необходимо проводить комиссионный осмотр частных локомотивов не чаще одного раза в три месяца по заявке компании", – говорится в договоре.

Также частному предприятию необходимо заключить договор страхования за возможное нанесение ущерба "Укрзализныце", государству и третьим лицам в ходе своей деятельности. Страховая компания должна быть согласована с УЗ. Прекращение действия договора страхования в период договора между УЗ и частной компанией является основанием для досрочного прекращения договора.

"При составлении договора серьезных разногласий между бизнесом и УЗ не было. Кроме того, что представители бизнеса хотели сделать бесплатными обучение локомотивных бригад и медосмотр комиссией. После дискуссий такое предложение было отклонено", – отметил эксперт офиса эффективного регулирования (BRDO) Андрей Буковский.

В договоре указано, что локомотивные бригады, привлеченные к работе на частных локомотивах, должны пройти обучение и сдать теоретические и практические экзамены в соответствии с нормативными документами УЗ.

Нерешенным остается вопрос установления тарифа на перевозку грузов частными локомотивами.

Согласно документу, взаиморасчеты будут происходить на основании действующего сборника тарифов. По словам Андрея Буковского, в сборнике тарифов выделена вагонная составляющая. "Другое дело, что локомотивная составляющая и инфраструктура – в общем котле, – добавил он. – Разделить их Министерство инфраструктуры без участия УЗ не может".

Следовательно, частный локомотив считается грузом на своих осях, который отнесли к тарифу 3-го класса с коэффициентом 3,722.

"Это в четыре раза дороже, чем для локомотива УЗ, – добавил технический директор УЛСК Владимир Крот. – Однако когда частный локомотив везет за собой грузовой поезд, то УЗ на его перемещение ничего не тратит. Мы предлагаем уменьшить этот коэффициент до одного. Тогда появляется экономика – не только для нас, но и для других участников".

Как отметил заместитель директора Департамента коммерческой работы УЗ Валерий Ткачев, после разделения "Укрзализныци" на структурные вертикали будет выработан отдельный тариф по допуску к инфраструктуре и выделена локомотивная составляющая тарифа. "Эти мероприятия заложены в стратегию УЗ на 2021-2022 годы", – добавил он.

Отбор компаний для участия в экспериментальном проекте продолжается.

По словам и.о. директора по стратегическому развитию и инвестиционной политике УЗ Александра Карначева, ко второму этапу отбора допущены семь участников. "Определение одной из компаний участником проекта не ограничивает другие. Они также могут подать свои заявки, пройти процедуру и получить соответствующий допуск к путям общего пользования. Кроме Украинской локомотивостроительной компании есть и другие желающие принять участие в пилотном проекте. Их заявки сейчас обрабатываются", – добавил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.02.2021