01-08-12 / 2012
Новости отрасли
Экономисты подтвердили прогнозы ОАО «РЖД»

Центр структурных исследований при Институте экономической политики им. Гайдара провёл оценку потенциальной грузовой базы, которая была использована ОАО «РЖД» при разработке Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта России до 2020 года. Большинство позиций совпало с прогнозами железнодорожников. Однако для оценки ряда направлений требуются дополнительные исследования.

Как пояснила руководитель исследования, ведущий эксперт центра Ольга Березинская, исследование проводилось для ряда продуктов, формирующих значимую часть перевозок. За базовый сценарий роста экономики была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2030 года, подготовленная Минэкономразвития.

Используя статистическую информацию, на основе сценария роста экономики и анализа экспортного потенциала этих базовых продуктов был сформирован прогноз спроса на внутреннем и мировом рынках. С учетом присоединения России к ВТО и сохраняющейся неопределенности на мировых рынках был выбран умеренно оптимистический вариант прогноза.

В части роста перевозок удобрений прогноз экспертов полностью совпал с Генеральной схемой: реалистичным является увеличение экспортных поставок (и соответствующих перевозок) более чем на 11 млн тонн при росте потребления удобрений в стране на 5 млн тонн к 2020 году. То же самое можно сказать и про перевозки зерновых: Россия будет превращаться в крупнейшего мирового экспортера и наращивать вывоз до 40 млн тонн к 2020 году, что определит рост его перевозок на 16 млн тонн к 2020 году.

По ряду продуктов эксперты предлагают уточнить сценарии роста. Подтверждая возможность увеличения экспорта угля ориентировочно на 60 млн тонн, они предлагают скорректировать прогноз роста внутренних поставок. Притом что Генсхема предполагает их увеличение на 57 млн тонн, ожидаемый рост спроса составляет всего 30 млн тонн к 2020 году.

"Объяснения такому расхождению мы не нашли, - говорит Ольга Березинская. - Возможно, это особенности статистики: уголь при поставках переходит в другую категорию и учитывается еще раз".

Похожая ситуация с железной рудой и прокатом черных металлов. Прогнозы и Генсхема согласуются в части внутрироссийских поставок: по прокату можно ожидать увеличения перевозок на 15 млн тонн, по руде - примерно на 30 млн тонн к 2020 году. При этом прогнозы их экспортных поставок слишком оптимистичны, исходя из ресурсных ограничений и ситуации в мировой экономике. Эксперты предлагают снизить прогноз роста экспортных перевозок проката черных металлов с 12 до 7 млн тонн, железной руды - с 21 до 5 млн тонн к 2020 году.

Большие расхождения есть по перевозке древесины и лесных грузов, однако они объясняются различным подходом к сценариям развития отрасли. Генеральная схема предполагает активное увеличение переработки древесины внутри страны и соответственно умеренный рост ее вывоза на экспорт, а экспертные оценки, наоборот, показывают рост необработанного экспорта.

"Скорее всего, при подготовке Генеральной схемы ориентировались на Концепцию развития лесной отрасли, но она была принята еще в 2007 году, - поясняет Ольга Березинская. - С тех пор производство значительно упало, и сначала необходимо вернуться на докризисные уровни. Поэтому мы полагаем, что рост будет не на 59% к 2020 году, а всего лишь на 37%. Предположение о том, что у нас в стране будет быстро расти деревообработка, а не экспорт, нуждается в обосновании. В условиях присоединения к Всемирной торговой организации и большей открытости внутренних рынков такой сценарий представляется не вполне реалистичным".

"Генеральная схема развития железнодорожного транспорта до 2020 года основывалась на вариантах из прогнозов "сверху" Минэкономразвития и прогнозов "снизу" от грузоотправителей, - говорит начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Валерий Веремеев. - Промышленные холдинги дают прогнозы, исходя из очень благоприятной конъюнктуры. Наука должна показать тренд развития, который будет оптимальным для страны. Для нас вся эта динамика связана с капитальными вложениями в инфраструктуру и локомотивы, которые исчисляются триллионами рублей. Отклонение от прогноза всего в несколько процентов равняется миллиардам и десяткам миллиардов рублей. Поэтому точность оценок для нас принципиально важна".

Валерий Веремеев заметил, что с помощью расчетов необходимо убедить ведущие промышленные предприятия придерживаться более консервативных взглядов на свое развитие. К примеру, сегодняшний тренд роста экономики ближе именно к консервативному сценарию, а не к оптимистическому.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.08.12Точность расчета