14-06-17 / 2017
Новости отрасли
«Экономика адаптировалась к новым условиям»

Глава "Русэнергосбыта" Михаил Андронов о росте энергопотребления в России

Промышленность РФ в этом году показывает осторожный рост производства (по данным Росстата, 0,7% за январь--апрель). О том, как это отражается на спросе на электроэнергию, "Ъ" рассказал президент ООО "Русэнергосбыт" (поставщик крупных предприятий, в том числе ОАО РЖД) Михаил Андронов.

-- Когда в ближайшие годы ожидается наибольший объем отпуска электроэнергии ОАО РЖД?

-- Снабжение ОАО РЖД зависит прежде всего от экономической ситуации в стране. По прошлому году мы видели приятный для всех рост. Как сказал президент ОАО РЖД Олег Белозеров, страна повезла грузы. Это было хорошим сигналом для нас, от этого зависит и потребление электроэнергии. Поэтому, если в этом году продолжится рост, будет увеличение. Но четких указаний на то, что экономика будет расти крупными процентами, пока нет. Поэтому мы колеблемся около стабильного потребления.

-- То есть объем отпуска будет зависеть от цены на уголь -- основного груза для железной дороги?

-- Объем отпуска будет зависеть от деловой активности в стране. Не обязательно от угля, но и от других товаров, более выгодных для железной дороги. Уголь, безусловно, важная статья перевозок. Я считаю, что ОАО РЖД проделывает колоссальную работу для того, чтобы привлечь грузы, и это должно дать эффект.

-- ОАО РЖД говорит, что готово ускорить ряд проектов, например электрификацию БАМа. Как устроены отношения "Русэнергосбыта" с ОАО РЖД по перспективным проектам?

-- У нас подписано генеральное соглашение, но по каждой точке мы отдельно обсуждаем оптимальное подключение: к каким сетям, как все организовать, чтобы дать наименьшую цену. В зависимости от сетей, к которым мы подключимся -- Федеральной сетевой компании или МРСК,-- она может быть разной. Безусловно, мы работаем в плотном контакте и совместно решаем задачу не просто электрификации, а надежного и наиболее экономически эффективного энергоснабжения.

-- Будут ли изменения отпускных цен для ОАО РЖД в 2018 году или в среднесрочной перспективе? Есть ли долгосрочный договор с формульными изменениями цены?

-- Нет, ежегодно мы обсуждаем цену и совместными усилиями повышаем эффективность снабжения, но какого-то глобального изменения стоимости в сторону снижения без реформы оптового энергорынка пока ожидать сложно.

Сейчас значительная доля платежей идет генерации по договорам на поставку мощности (ДПМ, обеспечивают возврат инвестиций в новую генерацию.-- "Ъ"). И казалось бы, пик платежей по ДПМ приходится на 2017-2018 годы, после этого начинается спад, и потребители, которые платили все эти годы генераторам, имеют право на снижение. В реальности мы сейчас видим на уровне Минэнерго и генкомпаний активное обсуждение идей, как эти деньги не отдавать потребителям, а использовать для "ДПМ-штрих" (сохранение уровня инвестиций в энергетике.-- "Ъ") и т. п.

-- То есть вы пока не рассчитываете на снижение цен для ОАО РЖД?

-- У нас парадоксальная ситуация в стране: при максимальном потреблении 150 ГВт (рекорд -- 157,4 ГВт в 2012 году.-- "Ъ") установленная мощность -- 236 ГВт. Казалось бы, при таком избытке мощностей цена должна падать. И если бы мы торговали по рыночным договорам, цена бы упала. Пока у генераторов нет никакого стимула переходить на свободные двусторонние договоры. Если бы генераторам оплачивалась не вся мощность, а, допустим, 95%, а 5% -- только тем, кто заключил прямые контракты, возникло бы какое-то давление на генкомпании, и потребители смогли бы получить более выгодную цену. Пока же заключение таких контрактов никак не стимулируется.

-- Как складываются отношения с другими крупными потребителями, например с КамАЗом?

-- Мы много лет работаем с КамАЗом и видим, что его потребление увеличилось в 2016 году по сравнению с 2015-м. Потому что первый шок, который был из-за кризиса, прошел. Рост производства КамАЗа в 2016 году -- это хороший критерий, потому что автопром впитывает в себя все и дает работу всем -- нефтехимии, электронике, металлургии. Этот рост вселяет в нас оптимизм. КамАЗ нам важен не только как крупный клиент, но и как индикатор того, что происходит в стране. Там виден четкий сигнал, что экономика адаптировалась к новым условиям, пошло развитие.

-- И потребление будет расти, по вашим ожиданиям?

-- На КамАЗе одна из жесточайших программ энергоэффективности, редко такую встретишь. И рост означает действительно рост потребления. И мы очень рады этому.

-- Вы ожидаете новых контрактов с потребителями?

-- Да, конечно. Мы активно участвуем в переговорах, во всех конкурсах и в ближайшее время ожидаем несколько новых контрактов, но некорректно говорить о них до их заключения.

-- Но хотя бы о каких объемах идет речь?

-- Мы готовы работать с любыми объемами. Но, конечно, для нас существенный объем -- когда он исчисляется миллиардами киловатт-часов. Мы ожидаем такие контракт

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ14.06.2017