27-11-18 / 2018
Новости отрасли
Эффект выше плана

В этом году Дальневосточная магистраль добилась наибольшего экономического эффекта от реализации проектов бережливого производства. Наш разговор о том, как развивается это направление работы.

Сергей Дрокин, заместитель главного инженера Дальневосточной дороги– Насколько сегодня активны предприятия дороги в реализации программы бережливого производства?

– В этом году реализовано 164 проекта. Участвовали 29 предприятий, причем наибольшую активность показали железнодорожники Владивостокского региона магистрали. Основная масса проектов, или 44%, – с экономическим эффектом от 100 до 500 тыс. руб.

Хочется особо отметить подразделения Дальневосточной дирекции тяги и службы пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры. При достаточно высоком установленном плане предприятиям удалось перевыполнить задание на 26%. Также следует сказать о Дальневосточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава и Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения. Они перевыполнили план более чем в три и в два раза соответственно.

Общий же экономический эффект от реализации проектов бережливого производства – 130,8 млн руб. Это на 1,1%, или 1,5 млн руб., выше планового задания. Еще больший рост достигнут по сравнению с 2017 годом. Тогда полученная экономия составила 77 млн руб. План на этот год был изначально установлен высокий. Как известно, сегодня экономический эффект должен составлять не менее 10% от программы мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов. В то же время предприятия и дирекции с поставленной задачей справились.

– Назовите наиболее интересные предложения.

– Это, к примеру, проект проведения технического обслуживания ТО-2 и ТО-3 локомотивам приписки эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск-на-Амуре, работающим на станции Волочаевка-2. Расстояние от нее до пункта технического обслуживания локомотивов Комсомольск-Сортировочный составляет 331 км. В то же время сервисное локомотивное депо Дальневосточное филиала "Дальневосточный" ООО "ЛокоТех-Сервис", базирующееся в Хабаровске, находится в 56 км, а его производственный участок на станции Вяземская – в 175 км. Их технические возможности могут обеспечить дополнительный ремонт тепловозов ТЭМ2, ТЭМ18, ТЭ10. В итоге работы в объеме ТО-2 стали выполняться в Хабаровске, а ТО-3 – в Вяземской. Это привело к снижению непроизводительных потерь от пересылки тепловозов, повысило качественный показатель использования локомотивов грузового движения. Экономический эффект составил 17 млн руб.

На той же Вяземской реализован другой значимый проект: работники Хабаровского производственного участка Дальневосточной дирекции по тепловодоснабжению оптимизировали процесс ремонта водопровода. Применяемая прежде технология замены водопроводной сети предполагала устройство траншеи экскаватором глубиной и шириной 5 м на всем протяжении существующей линии, планируемой к замене. При этом в случае ремонта водопровода, выполненного из металлической трубы, сварочные работы по стыковке труб проводились через каждые 11 метров. В результате пересмотра технологии стало возможным произвести устройство котлована на месте входа новой трубы в существующую, аналогично на месте выхода. Кроме того, было решено использовать трубы из полимерных материалов. Они, в отличие от металлических, по пропускной способности позволяют применять меньший диаметр за счет снижения сопротивления движения жидкости. Далее предполагается протягивание стального троса, закрепление его на начале трубы, устройство конуса и дальнейшее протягивание троса с трубой в существующую линию средствами малой механизации – лебедкой. В итоге время на замену 100 м водопровода сокращается на 77%.

Хороший технологический эффект принес проект Владивостокской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) по улучшению процесса замены пульта-табло, внедренный на станции Находка. При прежней технологии на время выполнения подобных работ от электрической централизации (ЭЦ) отключались все устройства СЦБ. Производился полный демонтаж старого пульта-табло, монтировался новый, после чего шла проверка зависимостей и соответствий с напольными устройствами. На период замены пульта-табло организовывались дополнительные стрелочные и контрольные посты, связь с местом работ для организации пропуска поездов. На все затрачивалось до четырех суток.

По новой же технологии на станции не требуется выключения всех устройств СЦБ, тем самым исключаются задержки поездов в период организации стрелочных постов. Сокращается и количество штата, участвующего в перепайке монтажа и переключении оборудования. Все работы по замене пульта-табло выполняются в светлое время суток, без нарушения зависимостей между стрелками и сигналами, что значительно улучшает обеспечение норм охраны труда, безопасности движения поездов. Новая технология, универсальная для любого типа ЭЦ и емкости станции, имеет потенциал развития, что позволит сократить общее время переключений.

– Какова дальнейшая судьба сэкономленных средств?

– Согласно распоряжению ОАО "РЖД" они распределятся следующим образом: 26 млн руб. останется в бюджете предприятий, их можно направить на реализацию проектов бережливого производства, 30 млн пойдут на дополнительное премирование работников, а 74,5 млн руб. – экономия компании. Уже в первом полугодии было поощрено 285 человек на 7,5 млн руб. В четвертом квартале предлагается отметить еще 59 работников и 391 – в первом квартале 2019 года. Таким образом мы мотивируем наших сотрудников участвовать в деле бережливого производства.

– Каким аспектам развития бережливого производства сегодня важно уделять внимание?

– Есть вопросы, которые нужно активнее решать в ходе работы территориальных проектных офисов. Это реализация мультифункциональных проектов с большим синергетическим эффектом, в которых затронуты интересы разных структурных подразделений.

Кроме того, в последние годы на дороге реализуется много объектов по инвестиционной программе, прежде всего по развитию БАМа и Транссиба. И сегодня уже на стадии проектирования нужно закладывать современные технологии с элементами бережливого производства, которые могут дать серьезный экономический эффект.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.11.2018