12-02-15 / 2015
Новости отрасли
Эффект сверхпроводимости ускорит развитие экономики страны

В новом технологическом укладе в транспортной сфере необходимо многократно снизить энергопотребление, минимизировать стоимость жизненного цикла и, как следствие, уменьшить затраты на перевозки.

Нужно существенно повысить скорости пассажирского и грузового транспорта, обеспечить техносферную и экологическую безопасность, гарантировать безопасность пассажиров и грузов в пути следования.

Решить эти задачи позволит внедрение новой магнитолевитационной технологии. При содействии ОАО «РЖД» и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в НОЦ ПП ПГУПС выполнены фундаментальные исследования по созданию отечественной технологии, получившей название «МагТранСити». Она аккумулирует и развивает лучший мировой опыт в данной сфере (Transrapid, Maglev, Inductrack и др.).

В настоящее время создается прототип магнитолевитационной системы для грузовых контейнерных перевозок. Она позволит получить эффект левитации при нулевой скорости. Во время движения транспортное средство переходит в режим магнитодинамической левитации, обеспечивающей зазор примерно в 100 мм.

Таким образом, данная технология универсальна и пригодна для грузового движения. Мы предложили проект строительства контейнерного моста «Порт Усть-Луга (Ленинградская область) – терминал Белый Раст (Подмосковье)», который может рассматриваться как головной участок глобальной контейнерной транспортной сети. Расчеты показывают, что при перевозке 2 млн контейнеров в год грузовая магнитолевитационная линия окупится за 10 лет. Проект контейнерного моста на основе магнитной левитации может быть интересен частному капиталу и другим инвесторам. Ведь его реализация будет способствовать разработке новых материалов, технологий и элементной базы.

Например, будут созданы конструкционные композиционные материалы с применением нанотехнологий, автономные источники энергии большой мощности и энергоемкости для бортовых источников питания, включая водородные топливные элементы и малые ядерные установки. Кроме того, необходимы электромагниты, двигатели, высоковольтные выключатели, накопители электроэнергии индуктивного типа с элементами высокотемпературной сверхпроводимости и т.п.

Появится индустрия по производству высокоточных крупногабаритных сложных металлоконструкций методом непрерывной сварки на сварочных станках. Понадобятся принципиально новые трансформаторные подстанции для всех сфер электроэнергетики, системы управления движением, безопасности и контроля, в том числе космического мониторинга.

Важно, что при проектировании и строительстве магнитолевитационных магистралей не нарушается природный ландшафт, поскольку используются опоры и тоннели. За счет регулирования высоты опор можно добиваться практически горизонтального положения путевой структуры, а значит, минимизировать тяговые нагрузки подвижного состава. Современные строительные технологии позволяют создавать опоры и фундаменты для них без применения бульдозера и экскаватора. Благодаря этому ландшафт практически не подвергается постороннему вмешательству.

Отсутствие механического контакта между опорной поверхностью и подвижным составом на магнитолевитационных магистралях исключает шумы, вибрации, образование металлической пыли и другое неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Наконец, транспорт со сверхпроводниковым тяговым приводом потребляет меньше электроэнергии в удельном расчете на пассажиро-километр и тонно-километр, чем обычные железные дороги.

Для магнитолевитационного транспорта не нужна контактная сеть с ее опорами, фундаментами, электрическим разрядом. Следствием этого является снижение не только капитальных, но и эксплуатационных затрат, связанных с периодическим ремонтом, восстановлением повреждений контактной сети. Все выше перечисленные показатели существенно удешевляют «жизненный цикл» магнитолевитационных магистралей. Список преимуществ применения данной технологии на транспорте можно продолжить.

Уверен, что сегодня наша страна представляет собой достаточно подготовленную площадку для развития нового технологического уклада. Уже сейчас можно, не разрушая существующую инфраструктуру, создавать новые транспортные системы в новых портах, терминалах, строить магистральные грузовые линии по технологии магнитной левитации, в том числе и в рамках реализации идей концепции ТЕПР. Инновационные технологии изменят традиционный подход к развитию транспортного комплекса в целом и обеспечат выход на совершенно иные показатели его работы. Одновременно транспорт займет место драйвера в становлении нового технологического уклада в экономике нашей страны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.02.2015