19-05-14 / 2014
Новости отрасли
Эффект GEFCO

Согласно годовому отчету чистая прибыль группы РЖД (документ учитывает показатели примерно 200 компаний, входящих в железнодорожный холдинг) по МСФО в 2013 году сократилась на 61% по сравнению с 2012 годом, до 36,72 млрд рублей.

В РЖД падение прибыли объясняют неблагоприятной экономической ситуацией и падением доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в структуре грузооборота. Напомним, по итогам 2013 года погрузка в целом сократилась на 2,8% - до 1,237 млрд тонн (подробнее см. "Не так страшен кризис..." в "Транспорте" № 1-2, 2014 г.). При этом рост был отмечен лишь по нескольким номенклатурным позициям, самая массовая среди которых - каменный уголь.

При этом за счет консолидации европейского логистического оператора GEFCO (подробнее см. "По-французски" в "Транспорте" № 1-2, 2013 г.) выручка РЖД увеличилась на 14,4% - до 1,76 трлн рублей, отмечает "КоммерсантЪ". Выручка GEFCO по итогам года составила 168,9 млрд рублей, и ее отразили в составе доходов от логистических услуг, по итогам 2013 года составивших 179,2 млрд рублей.

В то же время операционные расходы госкомпании выросли в 2013 году на 17,8%, до 1,69 трлн рублей, что, несмотря на примерно стомиллиардное сокращение издержек, и привело к указанным выше показателям прибыли.

Стоит отметить, что в текущем году выйти на рентабельность выше нулевой РЖД будет непросто - по итогам первого квартала госкомпания фиксировала убытки в размере 16 млрд рублей. Как уже отмечал "Транспорт", железнодорожники называют очевидную причину катастрофы - обнуление индексации тарифов. Причем, по их расчетам, компания могла бы выйти в ноль, будь проиндексированы хотя бы тарифы на перевозку наливных грузов. В РЖД не устают напоминать, что цены на топливо растут существенно быстрее, чем тарифы на его перевозку, а транспортная составляющая на его перевозку соответственно год от года снижается. Пока эти аргументы остаются без внимания правительства.

Тем временем погрузка на сети железных дорог продолжила падение - по оперативным данным РЖД, в апреле дороги погрузили на 0,7% грузов меньше, чем в АППГ Причем по итогам четырех месяцев отрицательную динамику показал уголь - один из основных генераторов выручки железнодорожной монополии. Таким образом при падении объемов перевозок, помноженном на дисбаланс расходов и доходов, никакая логистическая "дочка" отчетность холдинга не спасет.

Качественно изменить показатели железнодорожников сможет только внезапное экономическое чудо. Странно, что для его свершения железнодорожники ни разу не взмахнули "волшебной палочкой", разрешенной в рамках ценового коридора (подробнее см. "От стены к стене" в "Транспорте" № 7, 2013 г.), - наценкой к тарифам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт19.05.2014