06-02-14 / 2014
Новости отрасли
Эффект домино

Снижение объемов погрузки на сети РЖД, отмеченное при подведении итогов 2013 г., послужило причиной отрицательной динамики ряда показателей деятельности компаний - участников рынка транспортных услуг. Сказался эффект домино: сокращение доходности ощутили и грузовладельцы, и операторы подвижного состава, и лизинговые компании, зарегистрировавшие существенное падение ставок аренды вагонов в течение прошлого года.

Согласно годовому отчету о состоянии рынка железнодорожных перевозок РФ в 2013 г., составленному лизинговой компанией Brunswick Rail, в целом в течение года ставки аренды снижались до уровня 20%, причем на все типы подвижного состава. Исключением стал лишь сегмент аренды полувагонов, в котором минимальные значения были зарегистрированы еще в конце 2012 г. Стоит отметить, что в декабре прошлого года отмечалось сезонное снижение ставок на полувагоны до $17-18 в сутки, объясняющееся воздействием сезонных факторов. Аналогичные показатели для всех остальных видов подвижного состава стабилизировались относительно цифр ноября 2013 г.

Ставки на аренду полувагонов весь 2013 г. находились в диапазоне от $17 до $21 в сутки. В сегменте нефтебензиновых цистерн они снизились с $37 в конце 2012 г. до $27 в конце 2013 г., на универсальные и фитинговые платформы - с $37 до $27 и $30, на хопперы-минераловозы - с $35 до $26, на крытые вагоны - с $39 до $32. Наибольшее сокращение (28%) произошло в сегменте газовых цистерн - с $57 в сутки в конце 2012 г. до $41 в конце 2013 г.

Руководитель департамента маркетинга компании Brunswick Rail Андрей Цыганов считает, что фундаментальные причины падения ставок на подвижной состав в 2012-2013 гг. заключаются в сокращении объемов железнодорожных перевозок (в первую очередь в экспортном направлении) и сложившемся на сети профиците парка вагонов. "Снижение объемов перевозок началось еще в конце 2012 г. и по итогам 2013 г. составило около 2,8%. В то же время парк вагонов в РФ вырос в 2013 г. c 1150 тыс. до 1210 тыс. единиц (около +5,2%), - пояснил он. - В результате профицит парка составил около 70-90 тыс. вагонов". С этим согласился и заместитель директора по логистике ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Станислав Шитков, отметивший, что уменьшение ставок на аренду всех видов подвижного состава в 2013 г. является следствием его профицита, возникшего из-за падения уровня промышленного производства, оттока грузов с железной дороги на автомобильный транспорт и ввода нового парка без параллельного выбытия устаревшего. Эту же версию высказал и генеральный директор ООО "Транком-Сервис" Андрей Тайгин. "Снижение ставок является результатом общего ухудшения ситуации на рынке железнодорожных перевозок, сопровождающегося сокращением грузовой базы, увеличением порожнего пробега вагонов, а также отрицательной динамики ряда показателей грузовой работы на сети в течение прошлого года", - пояснил он. В ЗАО "Сбербанк Лизинг" также уверены, что общая отрицательная динамика ставок аренды в 2013 г. связана с одновременным спадом погрузки на сети РЖД и ликвидацией дефицита полувагонов. "По другим типам подвижного состава в целом сохраняется дефицит, но, как правило, динамика ставок аренды специализированных вагонов коррелирует со ставками на полувагоны в интервале 2-3 месяцев", - уточнили в пресс-службе компании.

В отчете Brunswick Rail отмечается, что наибольшее сокращение ставок произошло в сегменте аренды газовых цистерн. По мнению аналитиков компании, это обусловлено двумя причинами. Во-первых, падение ставок на основные виды подвижного состава началось еще в 2012 г., сегмент газовых цистерн продержался до II квартала 2013 г. Во-вторых, сработал эффект высокой базы - в 2012 г. ставки аренды на цистерны для СУГ были одними из самых высоких на рынке в связи со значительным спросом на данный вид подвижного состава (около $57 в сутки без НДС). При этом в ЗАО "Сбербанк Лизинг" отметили, что снижение ставок на цистерны для СУГ компенсировалось ростом перевозок данной номенклатуры по итогам 2013 г. на 13%.

Судя по большинству высказываний участников рынка, I квартал 2014 г. положительных тенденций в динамике грузооборота на сети пока не выявил. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее снижение ставок на аренду подвижного состава, хотя сокращение, скорее всего, уже не будет столь интенсивным. "Мы не ожидаем существенного роста ставок аренды при плане роста погрузки на 2014 г. в 1,2%", - отметил А. Цыганов. Это очевидно, так как в 2014 г. динамика ставок аренды подвижного состава будет зависеть от темпов восстановления объемов перевозок и от размера вагонного парка. "В декабре 2013 г. - январе 2014 г. появились первые признаки роста перевозок, но о полноценном восстановлении имеет смысл говорить не ранее II полугодия 2014 г. - I полугодия 2015 г.", - уточнил он. В Brunswick Rail пока ждут развития ситуации, поскольку на государственном уровне еще не приняты окончательные меры по регулированию процедуры продления срока службы вагонов, и в случае ее запрета в ближайшие 5 лет в России будут выведены из перевозочного процесса около 300 тыс. вагонов.

Как известно, нет ничего хуже, чем ждать или догонять, но участники рынка, в том числе и лизинговые компании, волей-неволей вынуждены оставаться в режиме ожидания. Способствовать повышению ставок аренды подвижного состава может только растущий рынок грузоперевозок, но время выхода в сектор позитивной динамики пока неясно - слишком сложны и многоплановы исходные данные для решения этой задачи.

Марина Ермоленко

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру (rzd-partner.ru). Новости транспорта06.02.2014Эффект домино