05-03-15 / 2015
Новости отрасли
Единые правила для узких мест

С 31 декабря 2014 года вступили в силу изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ и закон "О железнодорожном транспорте в РФ", для полноценного функционирования которых разрабатываются сопутствующие подзаконные акты, призванные упорядочить конкретные проблемы функционирования железных дорог общего и необщего пользования. Одним из готовящихся к утверждению в правительстве документов стали Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, предназначенные для оптимизации управления вагонами на припортовых станциях.

Общественное обсуждение разработанного Росжелдором проекта постановления правительства "Об утверждении Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте" проходит на едином портале для размещения информации. Как нам стало известно, собственные отзывы готовятся представить в Минтранс СОЖТ и Совет потребителей услуг ОАО "РЖД". Уже сегодня видно, что при общем положительном отношении участников рынка к появлению документа, регламентирующего порядок управления вагонным парком на стыке "железная дорога - порт", существующий проект требует доработки.

Появление правил вызвано не только изменением законодательства, но и острой проблемой "занятия инфраструктуры подвижным составом, не участвующим в перевозочном процессе, в связи с чем создается искусственный дефицит провозных мощностей и появляются узкие места на инфраструктуре", говорится в пояснительной записке к документу.

И если целью готовящегося документа является оптимизация перевозок, то главным средством становится перемещение владельцем инфраструктуры порожних вагонов с припортовой станции на станции отстоя, которые могут находиться в пределах 500 км от места выгрузки. Перемещение осуществляется на основании простого уведомления собственника вагона, которому по электронной почте пересылается бланк требования о перестановке вагона, за которую к тому же он должен заплатить. Перечень припортовых станций, вагоны на которых подлежат подобной операции, существует как ежегодно утверждаемое Росжелдором приложение к правилам.

При этом в ОАО "РЖД" считают, что станции отстоя, на которые могут быть перемещены порожние вагоны, должны определяться собственником инфраструктуры или перевозчиком исходя из конкретных эксплуатационных условий.

"При сложившейся необходимости вагоны, не имеющие оформленных провозных документов или согласованных заявок, могут быть выведены с путей необщего пользования припортовых станций и далее перемещаться исходя из технологической целесообразности владельца инфраструктуры. В процессе обсуждения важно определить порядок уведомления собственников о предстоящем перемещении порожнего подвижного состава", - считает начальник службы планирования и анализа эксплуатационной работы Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" Станислав Рыбаков.

Критика документа сосредоточена на конкретизации отдельных терминов и требований к разработчикам зафиксировать в законодательном плане ответственность инфраструктурных компаний за состояние перемещаемых вагонов, обеспечив при этом максимально прозрачные правила всех операций, а также ставки платежей и сборов.

Например, председатель НП ОЖдПС, член Совета потребителей услуг ОАО "РЖД" Ольга Лукьянова считает, что проект не дает определения основополагающего для этого документа термина "припортовая станция". Размытая трактовка позволяет относить к припортовым любые станции, имеющие географическую близость к портам или производящие грузовые операции с поездными формированиями, адресованными в порты. О. Лукьянова предлагает дополнить проект следующим определением данного термина в п. 1 проекта правил: "Припортовой является станция, к инфраструктуре которой напрямую примыкают пути необщего пользования, принадлежащие морскому или речному порту, где осуществляются операции по перевалке грузов на морской или речной транспорт".

Представитель ОАО "ФГК" Владимир Хотимский, оставивший экспертное мнение о проекте документа на едином портале, отметил, что правилами предусмотрена передача информации о маршруте и состоянии перемещаемых вагонов от перевозчика владельцу вагона, но нет нормативного закрепления технологии, порядка и стоимости передачи. По его мнению, такие договоры должны быть типовыми и публичными, а стоимость услуг по ним - определяться государственным регулятором. На сегодняшний момент плата за услуги никак не регламентируется.

Начальник отдела перевозок компании "ТМК-Транс" Евгений Четвернев также обращает внимание на непрозрачность формирования ставок на услуги по перемещению вагонов. Кроме того, он призывает дополнительно рассмотреть вопрос субъекта платежа. Проект подразумевает, что им является владелец вагона. Однако владельцем может быть юридическое или физическое лицо, которое приобрело вагоны, но не имеет кода железнодорожной регистрации (ЕЛС) и передает их в управление оператору за вознаграждение. При этом понятие и роль оператора в правилах не раскрываются.

Представитель ООО "Стилтранс" Андрей Тонких, который высказал свое отношение к документу на страницах газеты "Гудок", также обращает внимание на вопросы оперативного информирования собственников о возможности и результатах принудительного перемещения их вагонов, для того чтобы стимулировать оперативную загрузку и эффективную логистику подвижного состава.

В Минтрансе рассказали, что в рамках рабочей группы ведомства активно проводится работа над проектом Правил, который "является наиболее ожидаемым и обсуждаемым из разрабатываемых документов". Впрочем, это видно и из количества озвученных экспертных мнений. Остается пожелать разработчикам с наибольшей эффективностью проанализировать их и не облекать в форму закона недостаточно проработанный документ, который вместе с расшивкой одних узких мест породит множество других.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру05.03.2015