31-10-18 / 2018
Новости отрасли
Единство в перевозках СУГ

СИБУР и "СГ-транс" сливают парки цистерн

СИБУР и "СГ-Транс" консолидировали свои парки цистерн для сжиженных углеводородных газов (СУГ) и других продуктов газопереработки, создав паритетное СП "Нефтехимическая транспортная компания" (НХТК). Основным клиентом СП будет СИБУР, однако оно будет обслуживать и третьи стороны. По мнению участников рынка и экспертов, для СИБУРа это правильный ход, обусловленный желанием вывести за баланс холдинга транспортные активы при гарантии вывоза продукции.

"СГ-Транс" и СИБУР закончили оформление паритетного СП "Нефтехимическая транспортная компания" по перевозке СУГ. ООО НХТК было создано СИБУРом в апреле, в сентябре "СГ-транс" выкупил 51% долей в ООО, а 12 октября, следует из данных ЕГРЮЛ в kartoteka.ru, доли уравнялись. В СИБУРе и "СГ-трансе" от комментариев по сделке отказались.

48,5% СИБУРа принадлежит Леониду Михельсону, 17% - у Геннадия Тимченко, у бывшего и нынешнего менеджмента - 14,5%, по 10% - у китайских Sinopec и Фонда Шелкового пути. "СГ-транс" на 50% принадлежит "Вектор рейлу" Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаевых, на 50% - структурам депутата Александра Бабакова.

Как пояснил "Ъ" источник, знакомый с условиями сделки, в СП передано свыше 4,2 тыс. цистерн для СУГ и других продуктов газопереработки, также в СП на условиях аренды войдет часть парка "СГ-транса". НХТК будет распоряжаться парком на условиях лизинга и аренды. По словам собеседника "Ъ", необходимости согласовывать сделку с ФАС не было, но "консультации проводились, и возражений не поступало". Основная доля парка НХТК будет заниматься перевозкой грузов СИБУРа, сообщил он, заключены долгосрочные контракты. Планов по существенному расширению в сегменте СУГ у СП нет, заверил источник.

Сумма сделки составила порядка 10 млрд руб., рассказывает источник "Ъ". За эту сумму вагоны СИБУРа были проданы структурам ВТБ, у которых, как сообщал в сентябре "Интерфакс", НХТК позже взяла их в лизинг. СИБУР собирался продать этот парк, о чем в августе сообщал в отчетности по МСФО. СИБУР направляет ресурсы на создание новых нефтехимических производств, поэтому о его желании выйти из непрофильного актива и найти партнера по вывозу продукции было известно давно, сделка была ожидаема рынком, говорит собеседник "Ъ", знакомый с условиями сделки. "Стоит отметить, что компания монетизировала этот выход, одновременно сохранив гарантии перевозок",- добавляет он.

Два источника "Ъ" на рынке говорят, что для СИБУРа принципиально вывести лизинговые расходы за баланс, чтобы очистить отчетность. Негативное влияние собственного кэптивного оператора "СИБУР-транса" на отчетность будет нарастать, поясняют собеседники "Ъ", в том числе из-за изменения с 2019 года стандартов МСФО, которые предпишут отражать в составе долга обязательства по операционной аренде. В первом полугодии транспортные расходы СИБУРа выросли на 9,4%, до 35,3 млрд руб., главным образом из-за роста экспорта СУГ. Выручка от продажи СУГ за полугодие выросла на 51,5%, до 67,8 млрд руб., 76,2% приходится на экспорт. Средняя отпускная цена СУГ за период выросла на 27,9%, сообщается в отчетности компании.

По словам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в первом полугодии на рынке цистерн для СУГ сформировался локальный профицит, однако ухудшение обстановки на сети ОАО РЖД в сочетании с высоким уровнем консолидации парка обусловили сохранение арендных ставок на уровне 1,5–1,6 тыс. руб. в сутки. Как отмечает эксперт, "СГ-Транс" в 2017 году купил 1200 цистерн для СУГ у Brunswick и получил контроль более чем над 2100 цистернами, которые были в лизинге у "Рэйлтрансхолдинга". Таким образом оператор значительно усилил свое влияние на уровень ставок и стал практически единственным арендодателем на рынке крупных лотов цистерн, поясняет Михаил Бурмистров. Резкий рост стоимости новых цистерн для СУГ (до 3,6–3,8 млн руб. за вагон) ограничил возможности закупок и привел к повышению цен на бывшие в эксплуатации цистерны, продолжает он, а это позволило СИБУРу получить очень высокую оценку парка - почти 2,4 млн руб. за вагон, что всего на 10–15% меньше, чем стоили новые цистерны в 2016 году. После запуска "Запсибнефтехима" потребность СИБУРа в цистернах для СУГ сократится, поэтому передача парка в СП выглядит взвешенным и экономически эффективным решением, добавляет эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ31.10.2018