01-07-15 / 2015
Новости отрасли
Единое право

Рынок международных грузовых перевозок нуждается в разработке единого правового поля, совершенствовании таможенных процедур, повышении качества предоставляемых услуг. А именно – широких мерах, включающих не только развитие нормативно-правовой базы вопроса.

Для развития международных железнодорожных перевозок потребуются комплексные решения. Перевозки внешнеторговых грузов с участием российского железнодорожного транспорта в 2015 году сократились на 6% к уровню 2014 года, составив 218,9 млн тонн. Экспорт снизился на 1%, до 178,3 млн тонн, транзит сократился на 21%, до 8,4 млн тонн, импорт упал на 24%, до 32,2 млн тонн.

По словам заместителя начальника отдела внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО "РЖД" Андрея Чиркова, динамика в этой сфере характеризуется общим состоянием экономики.

Главное препятствие, которое видят экспедиторы на пути к развитию международного грузового сообщения и повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, – уход грузовой базы в руки иностранных компаний. Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик уверен, что нужны дополнительные протекционистские меры для защиты экономики страны.

Одной из таких мер может стать новая редакция соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которая вступает в силу с 1 июля 2015 года.

При этом заместитель начальника департамента международного сотрудничества ОАО "РЖД" Людмила Ренне считает, что новый документ СМГС потребует дополнительных инструкций. А именно: как планировать перевозки, как группировать грузы, передавать вагоны на границе. Поскольку новый текст соглашения предусматривает наличие нескольких перевозчиков, а в России такой только один – РЖД, это изменит порядок взаимодействия между странами.

"Параллельно с работой ревизии по СМГС проводится оценка в рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) самого договора о правилах пользования грузовыми вагонами и самих правил", – пояснила Людмила Ренне.

Предполагается, что новые варианты документов учтут практически все моменты, связанные с введением комплексных изменений и дополнений в СМГС, а также с разъяснением ответственности и основных положений порядка передачи вагонов.

По словам начальника Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО "РЖД" Александра Казанцева, у документа будет шесть приложений, в том числе о правилах перевозки разных видов грузов, информационное руководство для администраций железных дорог.

Кроме того, Людмила Ренне отметила, что в настоящий момент уже закончена разработка конвенции о прямом железнодорожном сообщении. Она позволит регламентировать действия ОСЖД, и ряд документов получит межправительственный статус. "Предположительно, документ может вступить в силу через два года", – замечает специалист.

В то же время комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН ведет создание единого железнодорожного права в отношении международных перевозок, однако у документа есть еще множество проблем.

Между тем советник заместителя генерального директора ПАО "ТрансКонтейнер", член комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Лев Матюшин полагает, что глоссарий существующего текста СМГС необходимо расширить. "Договор перевозки – это основа гражданских отношений на рынке субъектов. Новая редакция должна отразиться в тарифной политике", – уточняет эксперт.

Начальник департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок ОАО "РЖД" Алевтина Кириллова пояснила, что в новой редакции СМГС отсутствует дифференциация по родам отправок, тогда как в действующем документе прием груза к перевозке осуществляется повагонной, контейнерной или контрейлерной отправками.

"В новой редакции документа предусмотрены новые подходы, – говорит Алевтина Кириллова. – К перевозке в качестве одной отправки с 1 июля 2015 года будет приниматься груз, погруженный в вагон, интермодальную транспортную единицу (ИТЕ) или в автомобильное транспортное средство (АТС), а также груз на своих осях (железнодорожный подвижной состав, краны на железнодорожном ходу, путевые и строительные машины на железнодорожном ходу) и ИТЕ или АТС в порожнем состоянии".

При обсуждении такого принципиально нового подхода, по ее словам, эксперты стран – участниц СМГС рассмотрели различные системы тарификации и учли особенности построения тарифов, закрепленных национальным законодательством указанных государств.

Представители железнодорожных администраций соседних стран, в свою очередь, видят проблему развития перевозок не в нормативных документах.

Глава представительства АО "Эстонская железная дорога" в Москве Олег Мошенко подтвердил, что объемы перевозок между Эстонией и Россией действительно падают, особенно при перевозке металлов, удобрений. Теперь такие грузы уходят в российский порт Усть-Луга, но в части нормативных документов нет препятствий для осуществления перевозок.

А вот заместитель руководителя представительства АО "НК "Казахстанские железные дороги" в России Нурлан Алтаев считает, что транзит сдерживают органы государственного управления. И обновление существующих нормативных документов – это лишь часть широких мер, необходимых для развития железнодорожных перевозок.

Экспертное сообщество также обсудило таможенное регулирование в международном грузовом сообщении.

По словам начальника отдела организации таможенных услуг Центра по таможенной деятельности ОАО "РЖД" Сергея Захарова, таможенное администрирование позволяет упростить процедуры при перемещении товаров через границу. Новый Таможенный кодекс, разрабатываемый в рамках ЕАЭС, проходит внутригосударственное согласование, поэтому электронный документооборот уже принес первые итоги в рамках пилотных проектов.

"Ранее ответственность за завершение процедуры транзита и помещение под временное хранение товаров ложилась на перевозчика, – утверждает Сергей Захаров. – В новой редакции кодекса ответственность несет непосредственно лицо, заинтересованное или обладающее соответствующим правом".

Кроме того, по его словам, в 2016 году после утверждения в рамках соглашения об электронном документообороте нулевой налоговой ставки при совершении процедур исключительно в электронном виде появится возможность тиражирования эксперимента на всю страну.

"Среди важных достижений пилотного проекта – сокращение времени таможенных операций в два раза. На станции Забайкальск время процедур за счет электронной оптимизации процессов сократилось с 24 часов до 10–12", – заметил эксперт.

Однако логистические компании считают, что их деятельность шире российского законодательства.

Директор департамента транспортно-экспедиционного обслуживания ЗАО "Русагротранс" Денис Алешкин отметил, что рынок и грузоотправители ожидают от компаний-операторов гораздо больше того, что прописано в современном законодательстве в части транспортно-экспедиционной деятельности. И если важно привлечь грузы на железнодорожный транспорт, необходимо предлагать клиентам те услуги, которые реально ими востребованы.

Заместитель начальника департамента развития АО "ФГК" Владимир Хотимский уверен, что потребитель нуждается в комплексной транспортной услуге. В частности, в развитии контрейлерного движения на международных маршрутах.

В этих целях компания разработала и сертифицировала специальную платформу, а затем определила ключевое направление контрейлерных перевозок – Россия – Финляндия.

Кроме того, ситуацию с контрейлерными перевозками облегчил СМГС, где прописан подобный вид транспортировки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.07.2015