28-04-15 / 2015
Новости отрасли
"Единое окно": Тест пройден

В то время как в Европе организация работы в портах по принципу единого окна началась еще как минимум десятилетие назад, проект портала "Морской порт" в России был запущен в феврале прошлого года. Каковы первые результаты работы в новом формате?

В мае 2014-го правительство РФ утвердило план мероприятий, направленных на улучшение транспортной ситуации в морских портах, согласно которому начались испытания единой информационной платформы "Одно окно в морских портах". Новая программная система Федеральной таможенной службы объединяет импортеров товаров, судовых агентов, администрации морских портов, представителей ФТС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и пограничной службы ФСБ России и позволяет обмениваться электронной информацией в режиме онлайн. Пока проект реализуется в пяти морских пунктах пропуска на объектах пилотной зоны Дальневосточного, Южного и Северо-Западного таможенных управлений.

Предполагается, что данное нововведение даст возможность контролировать весь процесс оформления грузов в целом, анализировать деятельность служб, вести статистику. Но главное - такое взаимодействие сократит время пребывания судов в морских портах, а также позволит уйти от бумажных носителей, что в итоге будет способствовать созданию комфортных условий для бизнеса, росту грузооборота и повышению привлекательности морских портов России.

В ФТС отмечают, что эксперимент вызвал интерес у зарубежных компаний, которые давно привыкли к использованию предварительного информирования. "Стандартизированный доступ к данным помогает пользователям увеличивать эффективность морской логистики. Когда заранее известно время прибытия судна, детали касательно его обслуживания в порту и, конечно, обработки грузов, все это упрощает и ускоряет перевалку груза", - уверен региональный директор Stena Line по России, Прибалтике и СНГ Айвар Тауриньш. По его словам, дополнительная информация, предоставляемая грузовладельцами и операторами, позволяет подготовить все документы еще на подходе судна к порту, не вызывая задержек.

По мнению заместителя генерального директора по развитию и работе с клиентами логистической компании "Семь" Натальи Ганусовой, предварительное декларирование ускоряет разгрузку судов в портах и способствует более оперативному покиданию грузами территории порта. "Это действенный и конструктивный механизм для ускорения перемещения грузов", - подчеркивает она.

Директор НП "ГПУ ВЭД "Гермес" Роман Козлов считает, что благодаря внедрению данной технологии сократится не только время пребывания в порту, но и стоимость доставки грузов. "Таможня ставит перед собой задачу переключить всех единовременно на систему предварительного информирования на морском транспорте, как это было с автомобильным, но только здесь система несколько сложнее", - считает он.

Напомним, что решение об обязательном предварительном декларировании на автомобильном транспорте было принято Таможенным союзом в декабре 2011 года. С 17 июня 2012-го оно вступило в силу. Сейчас 99% автотранспортных средств приходит в пункты пропуска с предварительными декларациями. Это дало возможность увеличить пропускную способность границы примерно на 30%.

По мнению А. Тауриньша, ускорение таможенных процедур позволит повысить привлекательность конкретных маршрутов. "Качество сервиса оператора определяет не способность как можно больше взыскать с клиента, а возможность предложить заказчику качественную, регулярную и комплексную услугу по оптимальной цене", - считает он.

Всероссийское предпринимательское объединение "Клуб лидеров" провело опрос участников ВЭД, импортирующих товары через морские пропускные пункты, которые перешли на новую систему работы. В процессе проверки были выявлены региональные различия, в том числе в качестве и удобстве электронного взаимодействия бизнеса с госорганами. "Единый информационный портал в морских портах - важный проект, который обеспечивает цифровое равенство всех участников ВЭД, - комментирует результаты контрольной закупки председатель Клуба лидеров, директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян. - По мнению предпринимателей, созданный прототип еще требует доработок, в том числе исключающих ручной ввод информации. Кроме того, необходимо обеспечить уход от бумажных носителей, а также усовершенствовать функционал, позволяющий в полном смысле реализовать принцип единого окна".

Согласно исследованию, только в двух регионах, Калининграде и Новороссийске, у предпринимателей, подавших информацию через систему, не было дополнительно запрошено ни одного документа на бумажных носителях. Все остальные респонденты отмечали недостаточную эффективность функции портала как единого электронного окна. Так, в порту Восточный у более чем половины предпринимателей представители Россельхознадзора в рамках таможенного оформления запрашивали дополнительно бумажные версии всех документов, а во Владивостоке это делали все контролирующие госорганы, включая пограничную службу ФСБ России, Россельхознадзор, Росветнадзор, Госавтодорнадзор и администрацию морского порта.

Тем не менее 94% опрошенных участников внешнеэкономической деятельности считают систему полезной и готовы в дальнейшем пользоваться порталом. При этом 70% респондентов, применяющих эту систему, отмечают сокращение срока, в течение которого товар находится в порту.

У морского транспорта есть своя специфика - большое количество участников перевозочного процесса. В их число входят импортеры, перевозчики, контролирующие органы, морские агенты, сюрвейерские компании, складские предприятия и т. д. Повсеместное внедрение на морском транспорте предварительного информирования и электронного документооборота, конечно, не решит всех вопросов, которые возникают у участников рынка при взаимодействии с портами, но, без сомнения, ускорит процесс обработки грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.04.2015