30-05-21 / 2021
Новости отрасли
Двуличность литовских железнодорожников – русофобию соблюдаем, но Еврокомиссию игнорируем

В Литве до сих пор не выполнили требования наднациональной структуры Евросоюза. В ЛЖД заранее подготовили инструмент, который должен исключить из тендера компании из РФ, но при этом до сих пор не решен вопрос, кто же будет делать вагоны с российской колеей.

В Литовской компании грузовых железнодорожных перевозок (LTG Cargo) объявили о начале тендера на закупку 728 зерновозов и вагонов-платформ, в котором могут принимать участие иностранные компании. LTG Cargo намерена приобрести 500 зерновозов и 228 вагонов-платформ для перевозки контейнеров.

Все вагоны должны будут использоваться на широкой колее в 1520 мм (используется в странах СНГ, включая Россию). Это вполне ожидаемо, ведь Прибалтика, как бы ни боролась со всем советским, так и не смогла заменить свою железнодорожную колею, доставшуюся ей в наследство от СССР.

Да, сейчас строится железнодорожный коридор Rail Baltica, но эта магистраль на евроколее в Литве будет единственной, и ее нельзя за один день "встроить" в сеть коммуникаций внутри страны.

В Литве, которая соприкасается с "большой Европой", пока и не пытаются перевести такие коммуникации на узкую колею. В стране даже нет инфраструктуры для смены колесных пар. Грузы приходится просто пересыпать в другие вагоны, а пассажирам – переходить в другие составы у границы.

Учитывая все это, вполне вероятно, что LTG Cargo может заказать новые вагоны у российских предприятий. Правда, в таком случае встанет вопрос: жертвовать русофобией ради выгодной сделки или выгодной сделкой – ради русофобии?

Еще один важный момент – приказы Еврокомиссии (ЕК), которые обязывают "Литовские железные дороги" (ЛЖД) изменить порядок использования переполненных железнодорожных веток.

Говоря проще, наднациональная структура ЕС прямо указывает транспортной отрасли балтийской страны, какие поезда должны в первую очередь перемещаться ж/д коммуникациями государства, а какие подождать своей очереди. Судя по приказам ЕК, предпочтение Литва должна отдавать именно частным, а не государственным компаниям.

Российские вагоны подходят, но они "зло"

Пока что в LTG Cargo ничего не сказали о том, будут ли они закупать зерновозы и вагоны-платформы в РФ. Однако уже видно, что госкомпания то ли по своей инициативе, то ли пытаясь угодить правящей политической силе, создала специальный инструмент, благодаря которому можно исключить из тендера российские компании.

"Объявленный тендер предусматривает квалификационные критерии для участников, поэтому прежде чем с победителем будет подписан контракт, будет оцениваться соответствие сделки интересам нацбезопасности", – говорится в сообщении LTG Cargo. Не нужно долго думать, чтобы понять, какая же это страна сегодня, продавая вагоны, может угрожать национальной безопасности Литвы.

Получается, что тендер вроде как международный и равный для всех, но в итоге закупщика будет определять не самое выгодное рыночное предложение, а идеология литовского правительства.

Разумеется, логика пункта "соответствие сделки должно отвечать интересам нацбезопасности" лишена здравого смысла. Выходит, если производитель из одной страны поставит Литве вагоны – это не угроза для страны, а если это сделает, скажем, российская фирма, то угроза.

Как эта самая опасность будет определяться сотрудниками LTG Cargo (проверять, нет ли в вагонах агентов ФСБ?) – непонятно. Впрочем, для литовских министров и чиновников отсутствие логики никогда не было проблемой, если речь идет о русофобии.

Кстати, идея "обезопасить" себя от российских вагонов звучит этой весной в Литве уже не первый раз. Еще в марте 2021 года ЛЖД выступила с инициативой нанести "вагонный удар" по России и наладить собственное производство. Логика простая – в ЕС ж/д транспорт на широкой (российской) колее не делают, а у самой РФ покупать такую продукцию нельзя. Вывод – будем делать сами.

"В проекте по производству вагонов мы стремимся избегать партнеров, не отвечающих интересам национальной безопасности. Насколько нам известно, в настоящее время в ЕС нет компаний, производящих вагоны для железнодорожной сети 1520 мм", – сообщил тогда директор по коммуникациям ЛЖД Мантас Дубаускас.

Вот только создать с нуля целую отрасль транспортного машиностроения – это не проведение рядовой международной конференции, где все с умными лицами рассказывают о развитии экономики и евроинтеграции.

Это годы, а лучше десятилетия, подготовки специалистов (учитывая, что уже созданы соответствующие вузы, гарантирующие обучение и практику), постройка заводов, способных создавать эти вагоны, возрождение металлургии (опять-таки нужны профессиональные кадры и постройка инфраструктуры).

Более того, это еще и заключение контрактов с поставщиками сырья, из которого эти вагоны будут делаться, поскольку в Литве залежей железа и других ископаемых для развития вагоностроения недостаточно. О суммах, которые на все это потребуются, и где их ЛЖД будет брать, лучше даже не говорить.

И еще один важный момент – это рынок сбыта. Представим себе, что ЛЖД все это выполнила. Вагоны построены, железная дорога балтийской страны заполнена под завязку.

Что делать с заводами и работниками после этого? Увольнять и закрывать? Нет, конечно, можно найти рынок сбыта в других странах, но пустят ли туда литовскую продукцию игроки, которые уже десятилетиями там находятся? Ни европейские, ни российские компании свое место просто так отдавать не будут и чужака к себе не пустят.

Вот и выходит, что разговоры руководства ЛЖД о создании своей инфраструктуры по постройке составов – это розовые мечты. Но как тогда быть с закупками вагонов, рассчитанных на российскую колею?

У вас есть выбор?

Как рассказал в беседе с Baltnews литовский политолог Вадим Воловой, у ЛЖД уже был опыт, когда политика тесно переплеталась с экономикой, а глава (теперь уже бывший) Минтранспорта Рокас Масюлис оправдывался за покупки российских вагонов. Вполне может быть, что в этот раз ведомство специально подготовило отходные пути, когда оправдываться придется вновь.

"Ситуация сегодня усложняется еще и тем, что кроме более сложных отношений с Россией правительство Литвы еще и рассматривает китайский капитал как угрозу нацбезопасности. Это, разумеется, очень хорошо гармонирует с политикой США. В LTG Cargo, скорее всего, и рады бы закупить вагоны у кого-нибудь вроде "Трансмашхолдинга". Но связать себя долгосрочными и крупными контрактами с компанией, которую литовские политики всегда могут увязать с правящими кругами в российском правительстве, – это крайне неловкая ситуация", – говорит эксперт.

Однако политолог допускает, что после длительного изучения рынка и иностранных производителей вагонов в ЛЖД придут к неутешительному выводу – кроме российских поставщиков никто выгодной сделки по продажам вагонов не предложит.

"Я даже не удивлюсь, если ЛЖД прибегнет к посредникам при такой закупке, если станет ясно, что никакой альтернативы контрактам с восточным соседом больше нет. Мы уже видели, как такой шаблон работает в энергетике, когда балтийские страны отказываются от трубопроводного газа компании "Газпром", заявляя о независимости от РФ, но при этом активно покупающие СПГ у российского НОВАТЭК. Газ по трубе не покупаем? Нет. А то, что мы сжиженный газ из России конвертируем в такое же "голубое топливо" и используем, так это уже не считается", – говорит литовский политолог.

"Правда, приходится за такие "многоходовки" переплачивать, но зато можно смело говорить о диверсификации. Не исключено, что при покупке вагонов могут использовать другую страну или компанию, которая их приобретет, а потом уже продаст непосредственно LTG Cargo", – подчеркивает эксперт.

Лояльность Западу только на словах

В отдельных случаях политические элиты и бизнес в балтийских странах хоть и стараются делать вид, что выполняют советы Еврокомиссии, все же иногда их игнорируют.

Не исключено, что это произойдет и в случае с требованиями ЕК к литовскому правительству, которые напрямую касаются работы железнодорожного транспорта.

В феврале 2021 года Еврокомиссия направила правительству этой страны официальное извещение "о ненадлежащем выполнении национального права директивы об общем европейском железнодорожном пространстве". Суть претензии – ЕК считает, что порядок использования переполненных железнодорожных веток в балтийской стране неправильный.

В данный момент, если магистрали Литвы переполнены, то приоритет отдается поездам с пассажирами и составам (именно с большим объемом перевозимых грузов), которые принадлежат госкомпании ЛЖД. Такая политика – нормальная практика во многих странах мира.

Железная дорога – это стратегически важные коммуникации, которые любое нормальное правительство в суверенном государстве просто обязано контролировать. Без этого нельзя быстро направить войска в нужное место в случае угрозы конфликта или техногенной катастрофы, нельзя обеспечить нормальную мобильность населения.

Допустим, вы отдадите все ж/д коммуникации в руки частного капитала (да еще и иностранного), причем никак не регулируя его деятельность.

Где гарантия, что компании не оставят население без поездов, заняв всю сеть составами, обслуживающими их торговлю (а пустующие ветки вообще распродадут и демонтируют)?

Еврокомиссию это все не волнует, и она требует от правительства Литвы, чтобы она, когда ее железнодорожная инфраструктура переполнена, приоритет отдавала именно частным компаниям. В ЕК такое требование оправдывают тем, что ЛЖД – монополист на рынке и это нечестно по отношению к его конкурентам. Разумеется, о вопросах нацбезопасности страны в этом случае вообще никто не думает.

Еврокомиссия дала балтийской стране два месяца на выполнение ее требования. В противном случае, как сказано в февральском обращении, ЕК может "принять решение об отправке мотивированного заключения". Переводя с дипломатического языка: "Не сделаете, как мы сказали, тогда урежем вам дотации, создадим проблемы для ваших компаний или задействуем еще какой-нибудь болезненный для Литвы рычаг".

Два месяца прошло, угрозу никто не реализовал, правда, и ЛЖД все-таки делают вид, что пытаются выполнить условия ЕК хотя бы частично. Именно поэтому в "Литовских железных дорогах" и намерены пополнить свой парк вагонов.

"Обновление вагонного парка является частью долгосрочной бизнес-стратегии LTG Cargo, которая направлена на усиление конкурентоспособности компании, увеличение объемов грузов и дальнейшую диверсификацию грузопотока", – цитирует BNS сотрудников литовской госкомпании.

Выходит, ЛЖД хочет пополнить свой парк, поскольку ему якобы трудно конкурировать с частными компаниями, а значит, все вроде как равны. Можно считать, что требования Еврокомиссии соблюдены. Правда, никаких реформ в транспортной отрасли правительство Литвы до сих пор не провело и, похоже, проводить не будет.

Получается, что русофобию Литва соблюдает, но от российских вагонов отказаться не получится. Запад балтийская страна уважает, но его рекомендации де-факто игнорирует. Такая она – балтийская двуличность.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Baltnews.lt30.05.2021