27-02-15 / 2015
Новости отрасли
Дворкович на следующей неделе проведет совещание по профициту вагонов в РФ

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в конце следующей недели проведет совещание по вопросам профицита вагонов на железнодорожной сети страны, сообщил "Интерфаксу" источник на рынке грузовых ж/д перевозок.

В нем примут участие представители ведомств, ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) и железнодорожных операторов. Эту же информацию приводит газета "Ведомости". "По данным (монополии - ИФ), профицит составляет сейчас 218 тыс. вагонов, большая часть из них - полувагоны. Чтобы сбалансировать парк, предлагаются две меры - дать РЖД возможность самим управлять полувагонами операторов или наложить мораторий на регистрацию новых вагонов", - отмечает газета, ссылаясь на своих собеседников, которые называют обе меры "временными".

Тема профицита обсуждается уже несколько лет. Либерализация рынка подвижного состава и исчезновение дешевого инвентарного парка РЖД подстегнули грузоотправителей к закупке собственного подвижного состава, а частных инвесторов - к активному приходу в этот сегмент. Более того, интерес бизнеса к этому сегменту подогрелся и "отскоком" экономики вверх после кризиса конца 2000-х гг. Буквально за пару лет число грузовых вагонов на железных дорогах страны выросло с 1,05 млн почти до 1,2 млн, что еще в условиях роста экономики в 2012 г. привело к 10%-ному переизбытку вагонов.

С "разворотом" макропоказателей в конце 2012 г. доля невостребованного подвижного состава стала расти. Этот и другие факторы привели к тому, что, по оценкам РЖД, переизбыток вагонов вырос до 300 тыс. (из них по наиболее массовому типу - полувагонам - почти до 200 тыс. при общем парке в 545 тыс.). Однако владельцы подвижного состава считают, что профицит полувагонов не превышает 50-60 тыс. Остальные же "условно лишние" вагоны, задействованные в перевозках, появились на сети из-за неразвитости ж/д инфраструктуры и несовершенства технологий управления вагонопотоками, которыми располагает монополия: при снижении скорости перевозок подвижного состава на маршруте требуется больше.

Еще в конце 2012 г. глава министерства транспорта РФ Максим Соколов сообщал, что в правительстве обсуждаются два варианта - квотирование числа вагонов при регистрации (выдаче так называемых "номеров", как в случае с автомобилями в ряде стран мира) и ограничение срока эксплуатации подвижного состава (одним-двумя сроками). Тема квотирования сразу не прижилась: фактически она ограничивала выпуск вагонов на предприятиях, которые в последние годы провели модернизацию производств, в том числе - на кредиты.

В августе 2014 г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза, ужесточающий нормы продления срока службы вагонов. Правительство РФ в отличие от Белоруссии и Казахстана отказалось от двухлетнего переходного периода и ввело запрет на продление срока службы подвижного состава без его модернизации и сертификации (хотя нормативная база и сертификационные органы еще не были готовы полностью). В итоге крупнейшие владельцы грузовых вагонов вынуждены были остановить эксплуатацию достаточно большого числа вагонов.

Сейчас тема актуализировалась в связи с идеей передачи до половины полувагонов операторов в управление РЖД. Ее инициаторами стали три крупнейшие ж/д компании РФ - ОАО "Первая грузовая компания" Владимира Лисина, ОАО "Федеральная грузовая компания" ("дочка" монополии) и группа "Нефтетранссервис" братьев Аминовых и их партнеров, сообщали "Интерфаксу" источники на рынке грузовых ж/д перевозок. Идея сейчас обсуждается в Минтрансе наряду с альтернативными вариантами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.02.2015