21-10-17 / 2017
Новости отрасли
Двойная экономия

Вагоны уйдут под чужой груз.

Акционерное общество "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) для экспортных перевозок зерна нового урожая привлекает парк российского оператора ЗАО "РусАгроТранс" (РАТ).

Как уточнили в КТЖ, прогнозируемая погрузка зерна в октябре составит около 850 тыс. тонн, в том числе на экспорт – 600 тыс. тонн, в ноябре и декабре – до 1 млн тонн, в том числе на экспорт около 650 тыс. тонн. По словам президента компании Каната Алпысбаева, в перевозке нового урожая будет задействовано порядка 10 тыс. зерновозов, что обеспечит перевозку до 1 млн тонн зерна в месяц при условии соблюдения оборота вагонов. Сейчас на сети работает порядка 9 тыс. вагонов, из них более 6 тыс. 252 единиц находится в управлении АО "Астык Транс" (стопроцентная "дочка" РАТ) и 1 тыс. 650 – других собственников. В третьей, пиковой декаде октября для отгрузки планируется привлечь еще 1 тыс. зерновозов российского оператора.

Пресс-секретарь "РусАгроТранса" Александр Чернов отказался прокомментировать, как отвлечение парка соотносится с планами по перевозке российского зерна и на какой срок зерновозы будут переданы в распоряжение КТЖ. Однако в АО "Астык транс" сообщили, что компания создавалась в первую очередь для казахстанского рынка и выполняет свои обязательства, обеспечивая 50% экспортных перевозок. Но в октябре в качестве вагонной помощи для перевозки зерна будет дополнительно привлечен собственный парк РАТ – как единственного акционера компании и только на пиковый период, а не на постоянной основе. "В прошлом году российские вагоны в большей степени присутствовали у нас на рынке. Но сейчас в России также собрали рекордный урожай, и практически все зерновозы российских операторов работают на своей территории. Кроме того, наши частные перевозчики, наоборот, переместились на российский рынок, где ставки выше и работать более выгодно. Это своего рода взаиморасчеты. И если в Казахстане будет отгружаться какая-то иностранная компания, то это будет РАТ и мы", – говорит начальник отдела маркетинга АО "Астык Транс" Еркен Алимкулов.

По его словам, совместного парка двух компаний для перевозки зерна в республике вполне достаточно, но и его не будет хватать из-за падения оборота вагонов. Сверхнормативные простои возникают в большей степени из-за грузоотправителей или трейдеров, которые несвоевременно заказывают суда на подачу в портах или когда собственники элеваторов предъявляют к перевозке некачественное зерно. "У нас два основных направления – порты Азово-Черноморского бассейна и казахстанский Актау в направлении Ирана. Объемы перевозок в этом году сопоставимы с прошлогодними, но качество зерна получше и на него есть спрос. Поэтому планируем привлечение дополнительного парка зерновозов", – отметил Еркен Алимкулов.

В то же время, как отметил директор Департамента породовой погрузки и выгрузки подвижного состава "КТЖ- Грузовые перевозки" Даулетбек Нигметов, падение оборота вагонов в пиковые периоды наблюдается регулярно из-за задержки в портах. И нет никаких рычагов воздействия, кроме бумажной переписки и личных договоренностей.

Как считает генеральный директор ООО "Технотранс" Виктор Чуйкин, отвлечение парка российских зерновозов для перевозок в соседнюю республику не вполне оправданно, когда есть собственные потребности. По планам Минсельхоза РФ в этом году планируется перевезти на экспорт от 43 до 45 млн тонн зерна.

"Поэтому сейчас для нас первоочередная задача – вывозить российские объемы. У компании есть договоренности с Оренбургской, Челябинской областями и Омским регионом на перевозки зерна до казахстанского порта Актау. И здесь тоже возникают проблемы, 260 вагонов "Технотранса" более двух недель стоят в порту в ожидании выгрузки и еще 160 – на подходе к Актау. Дело даже не в погодных условиях, банально не хватает судов, нужно строить флот. Хотя случалось, что и пограничники на трое суток закрывали границу по техническим причинам. То есть на оборот вагонов при экспортных перевозках через Казахстан влияет пресловутый человеческий фактор", – говорит Виктор Чуйкин.

При этом КТЖ не только экономит на вагонах, но и зарабатывает еще и на тарифах на инфраструктуру, хотя они дешевле, чем в России. Технотранс оплачивает провоз груженого вагона от границ России до Актау, резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.10.2017