09-10-18 / 2018
Новости отрасли
Движение без переходов

Железнодорожные администрации стран – членов Шанхайской организации сотрудничества ШОС создадут систему интегрированного управления железнодорожными перевозками.

С таким предложением выступил премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов в ходе международной конференции "Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности", которая состоялась в Ташкенте в начале октября.

По его словам, транзитные и транспортные расходы государств региона, которые не имеют выхода к морским портам, достигают 70–80% от стоимости экспорта продукции. Кроме того, до 40% времени на транспортировку товаров перевозчики теряют из-за несовершенства таможенных процедур.

"По расчетам экспертов ООН, в результате кооперации стран Центральной Азии региональный ВВП может вырасти как минимум в два раза в течение 10 лет. Мы в рамках Ашхабадского соглашения начали формировать субрегиональный транспортный коридор Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия", – подчеркнул Абдулла Арипов.

Премьер-министр также выразил надежду на то, что строительство железной дороги Узбекистан – Киргизия – Китай начнется в ближайшее время.

"Она должна стать важным звеном нового транспортного коридора из КНР через Киргизию и Узбекистан, далее через вновь построенную магистраль Баку – Тбилиси – Карс в страны Ближнего Востока и к портам Средиземного моря в рамках проекта "Восток – Запад", – сказал он.

Эксперт Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан Сайфиддин Жураев отмечает, что проект "Восток – Запад" включен в программу развития транспортной инфраструктуры Узбекистана на 2018–2022 годы.

В ходе конференции генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров отметил роль организаций, объединяющих железные дороги разных стран, в том числе деятельность Совета по железнодорожному транспорту, участниками которого в 2017 году перевезено 2 млрд тонн грузов.

Как пояснил "Гудку" эксперт-экономист Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Алексей Чекрыжов, наднациональные объединения сегодня предлагают, возможно, наиболее перспективный инструментарий сближения транспортных систем стран Евразии.

"Заметнее всего на рост объемов перевозок оказывают влияние двусторонние и многосторонние соглашения перевозчиков. Инициатива Узбекистана по формированию новой площадки для укрепления взаимодействия железных дорог и прошедшая встреча в рамках ШОС обоснованны. Только такими постепенными шагами и можно прийти к реальному продукту – единой межгосударственной системе железнодорожных перевозок Евразии, многосторонних логистических преференций", – считает он.

Первый заместитель председателя правления АО "Узбекистон темир йуллари" Фазлитдин Сагдуллаев обратил внимание участников конференции на необходимость совершенствования тарифной политики и привлечения иностранных инвестиций для развития совместных железнодорожных проектов.

"Ждать мгновенной денежной отдачи от прошедшей встречи было бы слишком оптимистично, – считает Алексей Чекрыжов. – Большинство государств региона рассчитывают на инвестиции в инфраструктурное строительство от Китая как главного "лоббиста" транспортно-логистических проектов Евразии. Таким образом, для участников переговорного процесса сейчас первостепенное значение имеет подключение к проекту Экономического пояса Шелкового пути".

Олег Белозеров подчеркнул, что для достижения поставленных целей необходима интеграция железных дорог на основе совместных решений в области информатизации.

"Практическое значение таких инициатив сложно переоценить. Переход железнодорожных администраций на "цифру" автоматически станет показателем зрелости их компаний, повысит прозрачность и рентабельность железнодорожных перевозок. А это уже заметно повлияет на инвестиционную привлекательность транспортных систем государств ШОС, в том числе в вопросах привлечения средств в инфраструктурное строительство", – отмечает Алексей Чекрыжов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.10.2018