19-01-22 / 2022
Новости отрасли
Движение без перебоев

ОАО "РЖД" принимает меры для снижения количества очередей в портах

Транспортный рынок в конце прошлого года столкнулся с проблемой выгрузки нефтепродуктов в морских терминалах. Во избежание срыва поставок ОАО "РЖД" реализует ряд решений для организации бесперебойного движения нефтяных грузов по сети. Холдинг проводит регулярные встречи с грузоотправителями, где стороны совместно обсуждают текущие проблемы и задачи. Проблемы с выгрузкой нефтепродуктов возникли в начале декабря в портах Северо-Запада и Дальнего Востока из-за установившихся в регионе низких температур. Под конец 2021 года на сети ОАО "РЖД", по данным холдинга, ежедневно грузилось на 800 вагонов больше, чем выгружалось. Тенденция сохранилась и в начале января, что привело к возникновению отставленных от движения поездов на припортовых станциях.

Для решения проблем руководство холдинга предложило принимать меры совместно со всеми участниками перевозочного процесса. Так, в декабре в ОАО "РЖД" создали оперативный штаб для устранения проблем, связанных с транспортировкой и выгрузкой нефтепродуктов в портах. В него вошли в том числе крупнейшие грузоотправители и операторские компании.

На первых заседаниях стороны договорились организовать мониторинг имеющихся мощностей в портовых терминалах и решили сначала подавать к выгрузке вагоны, которые проще разгрузить, например со светлыми нефтепродуктами, что уменьшит очереди в портах. Также был разработан график подвода поездов таким образом, чтобы на припортовых станциях постоянно находились вагоны, готовые к выгрузке.

Спрос и холод

Одна из причин возникновения заторов – смерзание некоторых видов нефти. Темные нефтепродукты, имея большую густоту, из-за низких температур смерзаются, что замедляет процесс выгрузки, пояснял ранее "Гудку" заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" по оперативной работе Сергей Галкин.

Помимо причин технологического характера существуют и природные. По словам заведующего кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Юрия Щербанина, в Азово-Черноморском бассейне, например, в декабре-январе обычно Черное море сильно штормит, в связи с чем закрывается Босфорский пролив. Суда, включая танкеры, простаивают по обе его стороны, что вызывает сбой и в работе нефтяных терминалов морских портов.

Свою роль в возникновении заторов сыграл не только погодный фактор. Как рассказал советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев, в направлении портов увеличилась отгрузка нефтепродуктов. "Сейчас выгодно отправлять на экспорт нефтепродукты, в том числе мазут. И на эти грузы растет спрос за рубежом. Соответственно, в порты идут большие объемы, что в непростых погодных условиях приводит к образованию заторов", – считает Владимир Прокофьев.

Выгрузка под двойным контролем

В начале 2022 года, как сообщают в ОАО "РЖД", ситуация на подъездах к портам улучшилась, однако оставалась достаточно сложной. В январе холдингу пришлось ввести 17 ограничений на погрузку в адреса отдельных операторов морских терминалов и припортовых нефтебаз. В начале года погрузка на сети РЖД в адрес портов выросла на 3,8%, но не все морские терминалы были готовы к таким объемам. По данным холдинга, средняя выгрузка составляла 58% от их перерабатывающей способности.

Согласно информации с официального Telegram-канала ОАО "РЖД", "ВаниноТрансУголь" на станции Дюанка выгружает 263 вагона в сутки, что вдвое меньше норматива. Порт Посьет выполняет план лишь на 32%, принимая 111 вагонов с углем. Штормовой ветер помешал нормальной работе терминалов на Черном море. В порту Туапсе 4 января выгрузили 400 вагонов вместо 1087. Очереди на слив нефтепродуктов по-прежнему сохраняются к терминалам "Импортпищепром" и "Новороссийский мазутный терминал". На станции Лужская "Новые коммунальные технологии" выгружают смерзшийся уголь грейфером. Получается обработать только 350 вагонов вместо 580. "Портэнерго" сливает 317 цистерн с нефтепродуктами вместо 388, "Усть-Луга Ойл" – 1362 вместо 1412. В их адрес простаивает более 20 поездов с грузом.

"Все это сдерживает погрузку экспортных грузов и усложняет ситуацию с движением поездов на припортовых железных дорогах. РЖД заинтересованы в скорейшей нормализации ситуации. Находимся в постоянном контакте с портовиками, чтобы помочь коллегам оптимизировать работу. Ведь наша общая цель – продолжать наращивать объемы перевозок", – говорится в официальном Telegram-канале ОАО "РЖД".

Непростая ситуация с выгрузкой наблюдается не везде. Как рассказали "Гудку" в АО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ), несмотря на сложную ледовую обстановку и погодные условия нынешней зимы, ПНТ регулирует выгрузку темных нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов. В конце прошлого года ситуация с выгрузкой на ПНТ оставалась в норме, это подтверждали и в оперативном штабе в ОАО "РЖД".

Как считают в ПНТ, основная причина возникновения очередей в портах – несогласованность между грузоотправителем и прочими участниками рынка. Немаловажный аспект – слаженная информационная работа с холдингом. Например, у ПНТ и ОАО "РЖД" действует суточный логистический контроль по выгрузке нефтепродуктов в направлении ПНТ, что позволяет минимизировать влияние неритмичности выгрузки.

По состоянию на 10 января на ПНТ было брошено четыре маршрута с темными нефтепродуктами. В компании отмечают, что это хороший результат с учетом сложной ледовой обстановки и погодных условий нынешней зимы. По прогнозам, ухудшений с отгрузкой нефтепродуктов не ожидается.

Отреагировали оперативно

В ОАО "РЖД" подчеркивают, что существующую проблему можно решить только общими усилиями. Холдинг совместно с портовиками разработал графики подвода поездов так, чтобы на припортовых станциях постоянно находились вагоны, готовые к выгрузке. Такая мера принесла положительный эффект, и выгрузка в портах достигла 16,4 тыс. вагонов в сутки, что на 3,2% выше уровня 2021 года и на 7,1% больше, чем в 2020-м.

В сравнении с показателями конца прошлого года оборачиваемость вагонов с нефтепродуктами улучшилась, отмечает член правления компании Rail Go Олег Яценко. "РЖД озадачились урегулированием проблемы с заторами на подъездных путях к портам. Руководство проводило ежедневные селекторы, где с участниками перевозочного процесса обсуждались объемы погрузки продукции компаний в разных направлениях, а также возникающие проблемы с отгрузкой. Это сыграло положительную роль", – рассказал "Гудку" Олег Яценко.

Несмотря на заторы, погрузка экспортных грузов на сети ОАО "РЖД" в порты достигла абсолютного рекорда в 2021 году и составила 351,1 млн тонн. По данным холдинга, в структуре экспортного грузопотока доля нефтяных грузов – 22%. В адрес дальневосточных портов на 7,3% (до 7,9 млн тонн) выросла погрузка нефтеналивных грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.01.2022