22-12-14 / 2014
Новости отрасли
Двигаться вперед

Этот год оказался для нас чрезвычайно сложным, и в этом отношении мы не отличаемся от всех остальных компаний и граждан нашей страны. Мы работали в условиях разрыва между макроэкономическими прогнозами Минэкономразвития, которые были положены в основу формирования бюджета компании, и экономическими реалиями. При этом никакие изменения в ранее принятые бюджетные установки для ОАО «РЖД» не принимались. Это означает, что компании нужно было за счет совершенствования своих технологий, концентрации на основных направлениях плюс за счет, я бы сказал, весьма драконовских мер по регулированию численности состава выходить из этого положения. И это было компанией реализовано благодаря в том числе и поддержке наших позиций со стороны правительства, вице-премьера и министра транспорта.

В результате замораживания тарифов мы потеряли более 4 млрд руб. доходов. При этом на топливо в этом году цены поднялись на 11%, на электроэнергию – на 6,3%, на металлы – на 5,2%.

Негативно влиял на экономическое состояние компании рост налоговой нагрузки. Если в 2013 году мы заплатили в бюджеты всех уровней 237,2 млрд руб. налогов, то в 2014-м – уже более 255 млрд руб. только прямых налоговых выплат. Нам пришлось провести два раунда очень серьезных сокращений. В 2013 году расходы были сокращены на 100 млрд руб. В 2014-м – еще на 85 млрд. При этом мы по-прежнему выдерживаем экономически обоснованные темпы роста заработной платы относительно производительности труда.

По результатам уходящего года погрузка на сети дорог в 2014 году снизилась на 0,9% по сравнению с 2013 годом. При этом погрузка на внутренний рынок сократилась на 3,6% при росте на внешний рынок на 5%, что и позволило немного компенсировать тенденции стагнации. Грузооборот при этом за счет увеличения расстояния перевозки грузов вырос на 5% к уровню прошлого года.

Снижение общего пассажирооборота по итогам года составило 7,4%, а в дальнем следовании – на 9,6%. В том числе на Украину он упал на 85%.

Положительно на бюджете сказалось создание компании «ОТЛК», которая означает не просто еще одно дочернее общество, но отражает решение правительства о развитии ОАО «РЖД» как транспортно-логистической компании. Мы рассматриваем эту работу прежде всего с точки зрения возможности предоставления качественной услуги «от двери до двери» для наших клиентов и возможности заработать дополнительные средства. От продажи ДЗО в 2014 году мы получили 8,3 млрд руб.

Что касается работы по антикризисному управлению, здесь большую роль сыграла позиция правительства и президента. С учетом сложности ситуации 22 июля был утвержден план действий по обеспечению безубыточности деятельности компании в 2014 году.

ОАО «РЖД» заработало в 2014 году 1 трлн 378 млрд руб. Благодаря принятым комплексным мерам компания смогла на 0,2% повысить свой финансовый результат по отношению к 2013 году. Мы вышли на безубыточный уровень, но без учета курсовых разниц.

Огромное значение в компании сегодня придается клиентоориентированности как маркеру, который позволяет судить о качестве работы. Все это выливается в конкретные финансовые результаты.

По независимым оценкам, Индекс общего уровня удовлетворенности качеством услуг ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок вырос с 63 пунктов в конце 2013-го до 68 пунктов в третьем квартале текущего года.

На коллегии Министерства транспорта были представлены отчеты ВЦИОМа. Что очень приятно, в них демонстрируется тенденция к положительному изменению общественного мнения о качестве и уровне пригородных перевозок. Эти улучшения базируются на масштабных изменениях в их технологии.

До конца года свыше 60 тыс. грузовых поездов будет проведено «по расписанию», в том числе более 10 тыс. контейнерных со средней скоростью 882 км/сут. Средняя скорость продвижения грузовой отправки выросла с 248 до 325 км/сут. Доля отправок, доставленных без нарушения нормативных сроков, повышена с 77,4% до 86,9%. И мы на правлении поставили задачу, что и этот уровень необходимо повышать. Производительность локомотива повысилась до 1964 тыс. ткм брутто – это один из самых высоких уровней в мире.

С третьего квартала 2014 года организовано движение ускоренных рефрижераторных поездов во исполнение указания правительства и президента об организации транспортировки продуктовых товаров. При этом транспортная составляющая в цене килограмма рыбы, которая везется с Дальнего Востока в Москву, составляет от 4 до 5 руб.!

На постоянной основе организовано движение поездов весом 8 тыс. тонн и 9 тыс. тонн на направлениях Кузбасс – порты Северо-Запада, Кузбасс – Центр. Всего в 2014 году отправлено 4,5 тыс. таких поездов – это в 1,8 раза превышает показатели 2013 года. В декабре первые поезда весом 9 тыс. тонн с газовым конденсатом проведены со Свердловской дороги до Усть-Луги.

Усть-Луга сегодня является одним из крупнейших портов Европы. Там разгрузили рекордное количество вагонов – 3,5 тыс.! Это свидетельство того, что решения президента и правительства по созданию современной транспортной, портовой инфраструктуры реализованы.

С учетом ограниченных возможностей по дополнительным доходам мы концентрируемся на развитии новых форм работы с клиентурой. Я уже говорил о доставке грузов «от двери до двери». Пример «РЖД Логистики», которая работает с такими крупными клиентами, как ЕВРАЗ, «Мечел», СУЭК, «Сибирский антрацит», показывает, что эти компании при планировании логистики отдают предпочтение предложенным нами сквозным услугам.

Выручка «РЖД Логистики» по сравнению с 2013 годом выросла в 2,7 раза, в том числе в результате переключения грузов с автотранспорта. В перспективе мы ориентируемся на новые технологии дочерней компании Gefco, она, обладая компетенциями в области 3PL- и 4PL-логистики, должна стать ключевым элементом всей логистической работы холдинга ОАО «РЖД».

В последнее время мне приходится слышать заявления: зачем РЖД разрешают идти в транспортную логистику? Они, монополисты, весь рынок сломают. Полагаю, что это не имеет ничего общего с действительностью. А вот то, что логистический рынок в России слабо развит, – это факт. И мы будем продолжать работу в этом направлении.

Говоря об эффективности приобретения Gefco, могу сказать: ожидается, что в 2014 году она даст 4 млрд евро выручки. При этом рост ее продаж в конкурентном сегменте свыше 6,5%, что вдвое превышает средние темпы роста на логистическом рынке. Более чем на 12% (это 62 млн евро) возрастет чистая прибыль компании.

Мы продолжаем работу по созданию сети терминально-складских центров «Ховрино», «Белый Раст». В Ховрине, кстати, мы работаем вместе с частным инвестором, и это дает положительные результаты.

Компания активно использует внутренние резервы, продолжает развивать процессный подход в управлении, на основе которого разворачиваются масштабные программы бережливого производства, аудита качества и безопасности перевозок, ресурсосбережения, повышения качества трудовых резервов.

В то же время прорабатываются решения в области совершенствования технологии координации участников рынка транспортных услуг. В этом году компания добилась позитивных результатов при пробной работе с грузовым парком Федеральной грузовой компании и других. Это был так называемый технологический аудит. Но не все проблемы еще решены, и 225 тыс. так называемых профицитных вагонов по-прежнему находятся на сети.

На основе инновационных решений стала возможна реализация современных технологических и управленческих подходов.

В 2014 году завершена сертификация инновационных магистральных грузовых электровозов переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 «Скиф» и 2ЭС7. В ноябре получен сертификат на самый мощный в мире грузовой электровоз 4ЭС5К. Все они предназначены для тяжеловесного грузового движения.

Проведены приемочные испытания нового тепловоза ТГ16М, предназначенного для работы на Сахалине на колее как 1520 мм, так и 1067 мм.

13 декабря на участке Рыбное – Орехово-Зуево Московской дороги совершил свой первый рейс с поездом массой 9 тыс. тонн серийный магистральный газотурбовоз ГТ1h.

В период дефицита финансовых средств важную роль играет совершенствование системы планирования технического содержания и модернизации инфраструктуры на основе экономических критериев, показателей надежности и безопасности на всех этапах жизненного цикла. Такой технологией является разработанная в ОАО «РЖД» методология УРРАН (управление рисками, ресурсами и анализ надежности).

Значимый эффект дали инвестиционные проекты. В этом году мы введем объектов на 30 млрд руб. Эти проекты хорошо известны, я просто их перечислю:

– модернизация БАМа и Транссиба; – комплексная реконструкция участка Междуреченск – Тайшет; – реконструкция участка Максим Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла; – развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, а также строительство вторых путей и электрификация участка Выборг – Приморск – Ермилово.

Проведен публичный технологический и ценовой аудит проектов развития инфраструктуры Восточного полигона. Состоялись общественные и экспертные обсуждения в рамках Открытого правительства. Создан проектный офис для развития железных дорог Восточного полигона. Подготовлены графики проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. А 24 октября распоряжением правительства утвержден паспорт проекта.

Отдельно отмечу работу по развитию Московского транспортного узла. Мы ожидаем, что уже в следующем году по Московской городской кольцевой дороге (теперь ее так можно называть) пойдут поезда, которые будут перевозить пассажиров.

В 2014 году с целью снятия инфраструктурных ограничений продолжалась реализация комплексных проектов, направленных на увеличение пропускной способности сети.

В августе текущего года был торжественно открыт Манский тоннель на Красноярской дороге, что позволило повысить скорости движения с 22 км/ч до 80 км/ч. Продолжались работы по реконструкции моста через реку Бурея, мостового перехода через Дон со строительством нового моста и Облученского тоннеля.

Распоряжением правительства от 6 ноября ОАО «РЖД» определено единственным исполнителем строительства железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив.

В целом в 2014 году в рамках реализации инвестиционного бюджета введено в действие основных фондов на общую сумму 335 млрд руб., при этом реконструировано 3950 км пути, 228 км контактной сети, 148 км линий автоблокировки, 711 км кабельных линий связи, 27 тяговых подстанций.

Компания реализует значимые и востребованные экономикой проекты, совокупные эффекты от которых значительно превышают объемы капитальных вложений.

В двух докладах МВФ «Перспективы развития мировой экономики», которые были опубликованы в октябре, утверждается, что развитие транспортной инфраструктуры является необходимым фактором производства. А в давосском отчете о состоянии инфраструктуры в Российской Федерации, в части, касающейся железнодорожного транспорта, мы с 30-го места переместились на 24-е место.

По нашему мнению, развитие железнодорожной инфраструктуры как раз и является тем самым локомотивом, который может помочь вытянуть экономику России. На каждый рубль, инвестированный в проекты ОАО «РЖД», синергетический эффект для экономики страны составляет 1,46 руб.

Благодаря использованию инструментария межотраслевого и межрегионального транспортного баланса мы имеем научно обоснованную базу перспективных объемов перевозок грузов по сети дорог, тем самым предоставляя возможность правительству точно определить те направления, которые в первую очередь требуют внимания и инвестиций.

Существенный вклад в ВВП страны и экономику регионов может внести реализация проекта высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань. В 2015–2016 годах нам потребуется 20,9 млрд руб., причем 6 млрд в 2015 году для того, чтобы начать проектировать линию. Если это состоится, то мы гарантируем, что к чемпионату мира по футболу в 2018 году сможем построить участок ВСМ до Нижнего Новгорода.

Синергетическая эффективность этого проекта очень высока. Только за 12 лет работы ВСМ совокупные поступления в бюджет Российской Федерации составят 3,4 трлн руб. А если говорить об общем мультипликативном эффекте, то он превысит 11 трлн руб.

Мы не оставляем без внимания пассажирские перевозки – и дальние, и пригородные. В этом году перевезено 1 млрд 72 млн пассажиров. Пытаемся повысить качество, расширить направления перевозок. Но это невозможно без решения некоторых задач, которые поставлены правительством. Это касается и компенсации убытков, которые возникают вследствие регулирования тарифов, и отсутствия инвестиционной составляющей в бюджете АО «ФПК». Это ведет к тому, что мы резко сократили закупки пассажирского подвижного состава. Были времена, когда закупали по 1000 вагонов в год. В этом году едва-едва перевалили за 300 вагонов. Пришлось отменить более 100 неэффективных поездов, хотя это решение далось непросто.

Мы выполнили задачи не только по созданию транспортной инфраструктуры для Олимпиады в Сочи, но и по обслуживанию гостей и участников Олимпиады. Дополнительно протестировали наши возможности во время проведения «Формулы-1», когда с 9 по 12 октября было перевезено более 227 тыс. пассажиров. Причем в отдельные дни их количество превышало самую большую пиковую нагрузку во время Олимпиады.

Проблемы пригородного сообщения всем известны. К сожалению, достигнуть того результата в работе с регионами, на который ориентировало правительство, нам не удалось. На сегодняшний день непокрытые убытки от пригородных перевозок превышают 39 млрд руб., что тяжелым бременем ложится на бюджеты пригородных компаний.

Хотел бы подчеркнуть, что огромное значение в компании уделяется не только повышению качества управления вообще, но и повышению качества трудовых ресурсов и взаимодействия с людьми. В ОАО «РЖД» принят не только Кодекс корпоративного управления, но и Кодекс этики, который должен стать настольной книгой для руководителей всех звеньев.

Мы первыми перешли к системе определения коэффициентов личного участия руководителей компании с точки зрения конечного результата работы. С 1 июля она уже действует. Но совет директоров должен соотнести принципы построения этих коэффициентов с теми требованиями, которые дополнительно внесены по линии правительства.

Огромное значение имеет обеспечение безопасности на сети. Управление безопасностью и рисками осуществляется на протяжении всего существования компании. В 2014 году была поставлена цель обеспечить безопасность движения на уровне двух событий на 1 млн поездо-километров, а результат у нас – 1,47 событий на 1 млн поездо-километров. Это свидетельствует об эффективности такого подхода.

Безусловно, нам никуда не уйти от человеческого фактора, и здесь задача руководства компании, всех руководителей вести работу по повышению сознательного отношения работников к труду. Административно-репрессивными методами управления эту проблему решить невозможно.

Огромное значение имеет система аудита безопасности перевозок, которой занимается департамент безопасности перевозок.

У компании хорошие международные рейтинги и международное позиционирование.

Компания пытается найти свое место в той стратегии международного развития экономического сотрудничества, которая сегодня реализуется президентом и правительством. Мы работаем в Сербии, Монголии и Армении. Ведем переговоры с Индонезией, Бразилией, Аргентиной.

Мы председательствуем в Международном, по сути дела мировом, союзе железных дорог и являемся председателями Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Это позволяет развивать сотрудничество и проводить линию, позитивно влияющую на интересы нашей страны и международное сотрудничество.

Безусловно, этому будет способствовать и работа ОТЛК на пространстве Евразийского союза. По сути дела, это первая и, надеюсь, далеко не последняя ласточка реальной интеграционной политики, которая проводится на нашей территории.

Еще раз хочу подчеркнуть, что основным богатством компании мы считаем наших железнодорожников, и поэтому мы строго соблюдаем Коллективный договор. Я считаю, что в будущем году необходимо реализовать две ключевые задачи. Это прежде всего совершенствование корпоративной системы управления. И, безусловно, имплементация Кодекса деловой этики ОАО «РЖД» в реальную деятельность любого руководителя и рядового работника на всех уровнях.

Мы внедряем компетентностный подход, и в результате на протяжении последних шести лет увеличилась доля работников с высшим и средним профессиональным образованием – с 27,5% до 31,6%. В компании правильная структура трудовых ресурсов, в которых молодежь занимает уже около 30%. То есть возрастной состав сбалансирован.

Очень неплохо себя зарекомендовал Корпоративный университет. Мы очень много внимания уделяем повышению качества трудовых ресурсов, уровню подготовленности как руководящего звена, так и представителей рабочих профессий.

Большое значение уделяли в своей работе и уделяем единой корпоративной молодежной политике. И это сказалось на возрастном составе работников компании.

С целью стимулирования творческой активности в 2014 году студентам и аспирантам присуждено 270 именных стипендий и 350 грантов на разработку дипломных проектов.

Воспитание будущих железнодорожников начинается, что называется, с детского сада, продолжается в школах, дальше – на Малых, или на Детских, железных дорогах. А потом молодежь посвящает себя работе в отрасли. Это имеет огромное социальное значение, потому что так люди воспитываются в уважении к труду.

Руководство РЖД уверено, что поддержка ветеранов и пенсионеров является социальной ответственностью компании. И это мы реализуем через Коллективный договор.

Если говорить о задачах на 2015 год, то индексация тарифов на перевозки осуществилась. Правда, нынешняя ситуация показывает, что это едва ли даст какие-то дополнительные доходы, но индексация состоялась, и мы на этом построили бюджет компании. Нам выделено 30 млрд руб. в виде субсидии из бюджета, и мы должны их разумно инвестировать.

В новом году мы должны обеспечить погрузку свыше 1 млрд 228 млн тонн и заработать 1 трлн 527,5 млрд руб. на основной деятельности при росте объемов пассажирских перевозок на 0,6%. В этих условиях, если не произойдет чего-то непредвиденного, мы проектируем нулевой финансовый результат. При этом сохраним показатель долговой нагрузки, чистый долг к EBITDA на уровне 2,6%. Инвестиционная программа на будущий год оценивается в 414 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2014