14-12-21 / 2021
Новости отрасли
Два региона заявили о риске закрытия предприятий из-за дефицита вагонов

Дефицит вагонов может стать причиной срыва отопительного сезона в Коми, сообщил региональный поставщик теплоснабжения. А в Татарстане из-за с угрозой остановки работы столкнулся производитель бетонных конструкций для нефтяников

Дефицит вагонов создает риски прекращения работы расположенного в Татарстане поставщика железобетонных конструкций для нефтяных компаний, следует из письма президента Татарстана Рустама Минниханова, которое он в 16 ноября направил вице-премьеру Марату Хуснуллину.

В письме Минниханова речь идет об Апсалямовском комбинате стройконструкций и материалов, который поставляет железобетонные утяжелители нефтяным компаниям. Прекращение работы предприятия "негативно отразится на социально-экономической ситуации в Ютазинском муниципальном районе республики" (в нем проживают более 21 тыс. человек), указано в письме, которое поступило в аппарат вице-премьера. По нему "дано поручение Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минтрансу совместно с РЖД рассмотреть и представить свои предложения", сообщили РБК представитель Хуснуллина и руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.

О проблемах из-за дефицита вагонов также сообщила и "Коми тепловая компания" (КТК), который получает уголь в основном от компании "Русский уголь", заявившей об отсутствии вагонного парка.

Региональный поставщик теплоснабжения предупредил РЖД о "возникающих рисках срыва отопительного сезона" в Коми. Об этом говорится в письме, которое замначальника Центра фирменного обслуживания (ЦФТО; филиал РЖД) Андрей Дреничев отправил 6 декабря исполнительному директору Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексею Дружинину.

У РБК есть копии этих писем – их подлинность подтвердил менеджер железнодорожного оператора. РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, ФАС, администрации Коми, в Апсалямовский комбинат, "Русский уголь" и КТК.

Почему предприятиям не хватает вагонов

Минниханов указывает, что "крупнейшие собственники вагонов ("Первая грузовая компания" (ПГК), РЖД и "Федеральная грузовая компания" (ФГК) ) не предоставляют полувагоны в достаточном количестве, мотивируя это необходимостью выполнения иных задач, поставленных государством". До конца 2021 года Апсалямовский комбинат должен отправить 440 вагонов железобетонных утяжелителей на станции Свердловской железной дороги. В октябре предприятие планировало "отгрузить 180 полувагонов, по факту отгружено шесть".

У ПГК, нет обязательств по предоставлению парка Апсалямовскому комбинату, парируют в пресс-службе этого оператора. При этом представитель ПГК согласен, что на железной дороге сложился дефицит вагонов, вызванный ростом погрузки на сети на 5-6%, при общем сокращении рабочего парка вагонов. "У некоторых операторов вагоны отставлены от работы из-за непроведенных ремонтов, задействование которых могло бы компенсировать образовавшийся дефицит парка", – замечает он.

4 декабря замгендиректора РЖД Алексей Шило писал Дружинину из СОЖТ, что ситуация с грузовыми вагонами для перевозок социально-значимых грузов "вызывает особую тревогу". По его словам, "факты необеспечения вагонами перевозок строительных грузов, каменного угля, перевозимого в адрес предприятий ЖКХ и энергетики, химических и минеральных удобрений фиксируются систематически". Сейчас в состав СОЖТ входит 30 операторов железнодорожного подвижного состава.

После обращения РЖД в СОЖТ, на состоявшемся 9 декабря заседании президиума союза, принято решение о создании оперативного штаба для реагирования на ситуацию с предоставлением подвижного состава операторами. "Организовано взаимодействие с регионами и предприятиями, ведется мониторинг и оценка потребностей в подвижном составе", – говорит представитель РЖД.

По его словам, на рынке "наблюдается ситуация локальной нехватки вагонов". "В этих условиях дочерние общества "РЖД", работающие наравне с остальными компаниями на рынке, берут на себя вывоз всех социально значимых, низкодоходных грузов", – продолжает он, подчеркивая, что доля ФГК в парке полувагонов на сети РЖД составляет всего 17%. "Обеспечить перевозки всего объема грузов таким парком невозможно", – сетует представитель РЖД. В ФГК отказались от комментариев.

Причины дефицита вагонов

По словам гендиректора "InfoLine-Аналитики" Михаила Бурмистрова дефицит на рынке полувагонов наблюдается с весны 2021 года. Среди его причин он называет восстановление экономики России и рост спроса на внешних рынках, а также уровень эффективности работы системы диспетчиризации РЖД. Дополнительным фактором усиления дефицита стал запрет Китаем из-за коронавируса приема всех грузов, добавляет Бурмистров. В пресс-службе СОЖТ дефицит вагонов объясняют традиционно высокими объемами перевозок в третьем-четвертом кварталах, повышенным спросом вагонов под грузы ЖКХ к зиме и северный завоз. Но в 2021 году к этому добавилась "благоприятная конъюнктура мировых цен на уголь", добавил представитель союза.

Сложившаяся ситуация обусловлена желанием угольных компаний извлечь выгоду от экспортных отгрузок, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. "Отгрузка на экспорт осуществляется в приоритете по отношению к внутренним перевозкам", – отмечает он. Иванкин также соглашается с Бурмистровым в том, что технологическое обеспечение перевозок снизилось.

По прогнозам Иванкина ситуация с парком полувагонов не изменится ранее марта 2022 года. Бурмистров более пессимистичен: "Учитывая высокий спрос на российский уголь на экспортных рынках и сохранение проблем с диспетчеризацией дефицит полувагонов сохранится, как минимум, до второй половины 2022 года".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК14.12.2021