19-05-14 / 2014
Новости отрасли
Дружные железные дороги

Вопрос наличия надежных и проверенных партнеров всегда актуален. Безусловно, железная дорога тут не является исключением, особенно в свете того, что после распада Советского Союза организовать слаженную совместную работу между стальными магистралями бывших союзных республик до конца не удается. Весомый вклад в деле организации сотрудничества вносит Совет по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, чья деятельность вызывает интерес со стороны все большего числа стран.

Так, в ходе 60-го заседания Совета в Астане серьезный шаг навстречу друг другу сделали Россия и Болгария, подписав меморандум о взаимовыгодном сотрудничестве между ОАО "РЖД" и холдингом "Болгарские государственные железные дороги".

По словам президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, в первую очередь данный шаг является четко выраженным и зафиксированным намерением активизировать сотрудничество в области железнодорожного транспорта. "На сегодняшний день перевозки между РФ и Болгарией осуществляются в основном автомобильным транспортом. Несмотря на то, что пока этот документ носит рамочный характер, он все-таки дает основу для серьезной работы в области международного сотрудничества", - пояснил он.

Такого же мнения придерживается и исполнительный директор холдинга "Болгарские государственные железные дороги" Християн Крыстев. "Целью этого меморандума является создание основы развития взаимоотношений между РЖД и Болгарскими железными дорогами. Таким образом, мы постараемся восстановить взаимоотношения, которые были несколько нарушены за последние годы, а также увеличить перевозку грузов и пассажиров между нашими странами", - отметил Х. Крыстев.

Важно отметить, что готовность к сотрудничеству была выражена и со стороны Ближнего Востока, а именно - Исламской Республики Иран, которая подала заявку на вступление в Совет по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ в качестве ассоциированного члена. Данную инициативу озвучил заместитель министра транспорта и городского развития, генеральный директор Национальной компании железных дорог Ирана Пур Сейед Агаи. Разумеется, это пожелание не останется без внимания и, по словам В. Якунина, заявка будет обязательно рассмотрена в рамках регламента Совета.

В этой связи, г-н Пур Сейед Агаи также уделил внимание вопросу строительства железной дороги по маршруту Армения - Иран, пояснив, что сроки начала работ напрямую зависят от объемов инвестирования. Он высказал предложение о скорейшей проработке схемы совместного инвестирования, поскольку дорога будет проходить в гористой местности, а это существенно повысит стоимость проекта. "Учитывая хорошие политические отношения между нашими государствами, правительство Ирана заинтересовано в реализации данного проекта, так как это будет удобный маршрут. Сейчас все зависит от объемов инвестирования", - заявил Пур Сейед Агаи. Представитель республики также отметил, что перспектива продления дороги до границ РФ также представляется возможной, что позволит организовать прямое сообщение между Россией и Ираном.

Важным вопросом остается и организация транспортного сообщения между странами Таможенного союза. Здесь интерес сейчас вызывает проект скоростного движения по маршруту Минск - Москва - Астана - Алматы.

Президент АО "НК "Казакстан темiр жолы" Аскар Мамин отметил, что он уже не раз обсуждался, в частности, в контексте соединения Москвы и Астаны путем продления высокоскоростной магистрали Москва - Казань до границ с Казахстаном. Сейчас этот проект расширился и рассматривается маршрут Минск - Москва - Астана - Алматы. "В обозримом будущем мы планируем начать подготовку предварительного технико-экономического обоснования", - отметил он.

О важности данного проекта высказывался ранее и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его мнению, строительство магистрали станет одним из тех проектов, которые позволят территории Евразийского экономического союза стать передовым звеном общеконтинентальной, в масштабах всей Евразии, инфраструктуры.

Следует отметить, что и глава ОАО "РЖД" весьма оптимистично смотрит на будущее такого проекта. "Действительно, мы рассуждали на тему продления высокоскоростной магистрали Москва - Казань сначала до Екатеринбурга, а потом и до границы с Казахстаном еще в то время, когда разрабатывался проект реализации высокоскоростного движения в России, и полагаю, что это не только перспективный проект, но и проект, который будет реализован. Конечно, сейчас я не могу сказать, в какие сроки это будет сделано. На данный момент мы ожидаем принятия окончательного решения о реализации первого проекта, нацеленного на объединение стран Таможенного союза, а именно по созданию Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). На сегодняшний день документы переданы в правительство России, они прошли визирование, и сейчас мы ждем окончательной подписи. С точки зрения политики, которая реализуется тремя нашими государствами, необходимость таких объединяющих проектов становится очевидной. Поэтому строительство дороги от Минска до Астаны не является фантастическим. Просто в первую очередь нужно решить вопрос, как оно будет реализовываться. Будет ли это совместный проект или каждое государство будет заниматься его развитием конкретно на своей территории", - пояснил В. Якунин.

Не стоит оставлять без внимания и вопрос скоростного сообщения с Украиной, в частности запуск скоростных поездов Talgo между Москвой и Киевом, планируемый к осуществлению в текущем году. Начальник департамента управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" ОАО "РЖД" Геннадий Верховых отметил, что вопрос о запуске скоростного сообщения с Киевом пока окончательно не решен. "Важно понять, что коллеги на Украине сделали для увеличения скорости этого поезда, потому что вся суть проекта заключается в сокращении продолжительности поездки между двумя столицами", - пояснил он. Г. Верховых также добавил, что если скоростное движение с Киевом запущено не будет, то РЖД могут использовать эти поезда внутри России.

По мнению президента ОАО "РЖД", данный проект остается в силе, и поезда вполне могут быть запущены в этом году. "Планируется, что Talgo появится в конце 2014 года. Полагаю, что к этому времени все вопросы с железнодорожниками Украины уже решатся", - сообщил он.

Как мы видим, в ближайшем будущем Совет по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ точно без работы не останется. Напомним, в настоящее время в его состав в качестве постоянных членов входят железнодорожные администрации России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

Ассоциированными членами организации являются Грузия, Латвия, Болгария и Финляндия. Также на заседаниях Совета присутствуют представители Литвы, Эстонии и Ирана, который намеревается стать ассоциированным членом. И если результатом работы будут становиться любые формы сотрудничества государств-участников или же приход новых членов, то это уже серьезная победа не только в транспортной, но и в международной сфере.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.05.2014