27-02-19 / 2019
Новости отрасли
Древесину ждут на заводе

Министерство промышленности и торговли РФ предлагает при выдаче лицензий на экспорт круглого леса в рамках тарифной квоты ввести дополнительную проверку внешнеторговых договоров экспортера в системе ЛесЕГАИС Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля производства, импорта, экспорта и внутренней продажи лесных грузов. – Ред.. С учетом ранее введенных квот, предполагающих пониженную экспортную пошлину, эксперты считают, что предлагаемая мера станет дополнительным стимулом для повышения интереса к вывозу лесных грузов высокой переработки.

Минпромторг проверит законность вывоза необработанного леса. Соответствующий проект постановления Правительства РФ в настоящее время проходит процедуру публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru. Документ предписывает для соискателей экспортной лицензии повторную регистрацию в ЛесЕГАИС уже внесенных в систему объемов лесных грузов с приложенными внешнеторговыми контрактами, что потребует дополнительного времени на проведение этих процедур, включая проверку внешнеторговых договоров контролирующими органами. Сейчас экспортеры регистрировать договора в ЛесЕГАИС и предъявлять их к проверке не должны.

Как отмечают авторы документа, введение дополнительной проверки наличия внешнеторгового договора в системе ЛесЕГАИС при выдаче лицензий на экспорт "сырой" древесины с территории России в рамках тарифной квоты "позволит существенно усилить контроль за экспортерами необработанных лесоматериалов – на основании записи в системе можно проследить всю цепочку поставок древесины от места заготовки до конечного покупателя".

Вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР) Андрей Фролов напомнил, что пересечение любого товара через границу контролируется Таможенной службой РФ.

"Поэтому проводить экспортные сделки дополнительно через ЛесЕГАИС – это, по сути, излишняя бюрократическая процедура. Если указанный объем груза уже введен в систему – он уже под контролем, непонятно, зачем его дополнительно вносить в некий экспортный раздел. А если груз не внесен в ЛесЕГАИС вовсе, то это нелегальный объем априори и на таможне к экспортеру возникнут закономерные вопросы", – подчеркнул эксперт.

Эксперты считают, что предлагаемая мера позволит сместить чашу весов в пользу экспорта переработанной древесины – более высокодоходных грузов, чем круглый лес, так как дополнительные проверки и бюрократическая нагрузка сделают вывоз сырья еще менее привлекательным.

В то же время в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) ожидают дальнейшего роста объемов переработки древесины в связи с поэтапным увеличением экспортных пошлин, которые будут значительно ниже для предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины. Так, по словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александра Слободяника, экспортные пошлины на круглый лес могут вырасти с 25% в 2018 году до 80% к 2021 году, а для предприятий по глубокой переработке лесоматериалов пошлины будут на уровне 6,5%.

"В 2019 году в связи с увеличением внутренних производственных мощностей по обработке лесоматериалов следует ожидать роста отправок необработанной древесины и увеличения экспортных отправок переработанных лесоматериалов", – уверен аналитик.

Андрей Фролов также отметил, что тенденция к повышению доли переработанной продукции в структуре экспорта леса существует уже 12 лет.

"Правительство РФ по инициативе еще Минпромэнерго в 2007 году приняло постановление "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов". Согласно этому документу инвестору, который вкладывался в развитие перерабатывающих мощностей, предоставлялись определенные преференции. Уже тогда предприниматели начали строить новые мощности по производству пиломатериалов, фанеры, плит. Естественно, увеличилось потребление сырья на внутреннем рынке, а также объемы производства и дальнейшего экспорта переработанной продукции. И тем не менее на сегодняшний день мощностей по переработке низкосортной древесины не хватает", – резюмировал Андрей Фролов.

Между тем определенные шаги в области наращивания перерабатывающих мощностей в стране уже происходят. По словам заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Александра Хатьянова, в последние годы прошла существенная модернизация производств на полигоне Северной железной дороги (АО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" и ООО "Устьянский лесопромышленный комплекс") и Октябрьской железной дороги (ООО "Пестовский лесопромышленный комплекс").

"Спрос на сырье на внутреннем рынке в 2019 году продолжит расти, в том числе за счет модернизации производственных мощностей. В этом году, насколько нам известно, модернизацию мощностей продолжат Архангельский комбинат, а также АО "Лесосибирский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат № 1", который в I квартале 2019 года планирует открытие завода по производству топливных гранул (пеллет)", – подчеркнул Александр Хатьянов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.02.2019