07-04-18 / 2018
Новости отрасли
Дотянули до убытков

Операторы подсчитывают убытки и ждут субсидий от государства.

В Казахстане одновременно подорожали грузовые и пассажирские перевозки. С 1 апреля АО "КТЖ – Грузовые перевозки" (дочернее предприятие АО "НК "Казахстан темир жолы", КТЖ-ГП) увеличило тариф на локомотивную тягу в грузовом движении на 10,4% и на 6% – в пассажирском. Компании нужны средства на обновление парка и зарплату производственникам.

По словам вице-президента по экономике и финансам КТЖ-ГП Шолпан Омарбековой, несмотря на то что компания постоянно работает над повышением эффективности в области ресурсосбережения и ростом производительности, есть значительная необходимость повышения цены. Увеличение тарифа обусловлено необходимостью обновления локомотивного парка, в этом году запланирована покупка 31 локомотива на 50 млрд тенге (8,9 млрд руб.). Кроме того, с 1 апреля 2018 года будет увеличена на 10% заработная плата производственного персонала. Третий фактор, который повлиял на решение компании, – рост стоимости топливно-энергетических ресурсов. В среднем по сравнению с прошлым годом цены на горючее выросли более чем на 7%, литр солярки в Казахстане сейчас продается по 159 тенге (28,5 руб.).

"По нашим оценкам, рост доли транспортной составляющей в цене реализации продукции не превысит 0,2% в экспортном сообщении и 0,3% – во внутриреспубликанском сообщении", – отметила она.

Тариф на тепловозную тягу без учета НДС утвержден в грузовом движении в размере 34,62 тыс. тенге (6,2 тыс. руб.) и 23,84 тыс. тенге (4,2 тыс. руб.) – в пассажирском. На электровозную – 21,57 тыс. тенге (3,8 тыс. руб.) и 17,2 тыс. тенге (3 тыс. руб.) соответственно.

Размер повышения согласован с Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики республики.

Как сообщил "Гудку" исполнительный директор Ассоциации национальных экспедиторов и Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов Алибек Адамбаев, с учетом повышения цен на 10,4% на локомотивную тягу стоимость грузовой перевозки в целом увеличилась на 7% по сравнению с прошлым годом.

Однако, по словам начальника Департамента тарифной политики КТЖ-ГП Алии Киреевой, рост тарифов никак не отразится на объеме перевозки грузов. "Все процедуры были соблюдены, мы проводили публичные слушания с участием грузоотправителей. Они наши аргументы приняли, поэтому я не думаю, что будет значительное снижение объема перевозок. Что касается пассажирских перевозок, то операторы будут самостоятельно принимать решение о повышении стоимости проезда", – говорит она.

Утвержденная стоимость тяги существенно не повлияет на перевозки, также считает управляющий директор ТОО "Universal Logistics" (официальный экспедитор КТЖ) Данияр Чалов, так как клиенты относятся с пониманием к проблемам монополиста.

Тем не менее эту точку зрения не разделяют в республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), которая выступила главным оппонентом КТЖ-ГП в споре о тарифах. "На объемах перевозок наших грузов повышенный тариф не отразится, так как для продукции горно-металлургических комбинатов альтернативы железнодорожному транспорту нет. Но в сегменте чувствительных к цене грузов, где есть возможность возить их автотранспортом, снижение будет", – уверен заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов.

Он также уточнил, что, по оценке ассоциации, у КТЖ-ГП объективно есть проблемы с износом локомотивов и старением грузового подвижного состава и дизтопливо действительно подорожало, с этим не поспоришь. "Но аргумент в отношении заработной платы производственников нас не устраивает. Мы считаем, что для этого нужно искать другие источники финансирования, к примеру дивиденды, которые им выплачивает материнская компания", – уточнил Максим Кононов.

В АО "Пассажирские перевозки" (дочернее предприятие АО "НК "Казахстан темир жолы") пока не посчитали, насколько в целом подрастет цена для каждого маршрута и размер будущих убытков. "У нас, конечно, увеличатся расходы, так как стоимость одного локомотиво-часа возросла на 6%. Города республики находятся на очень большом расстоянии друг от друга, поэтому в общем тарифе локомотивная тяга является самой значимой составляющей и общая стоимость перевозки может увеличиться даже вдвое", – отметил эксперт отдела планирования и анализа эксплуатационных показателей АО "Пассажирские перевозки" Серик Искаков.

Тем не менее компания не будет увеличивать стоимость проезда для пассажиров, так как исчерпала лимит за счет январского повышения цен на билеты от 6% до 10% в межобластных поездах.

Ограничения выставляет Министерство по инвестициям и развитию республики, по договору с которым работает АО "Пассажирские перевозки", говорит начальник отдела тарифной политики Управления маркетинга и тарифной политики Динара Саликова.

По этой же причине частные операторы, которых в Казахстане семь, не перенесут тарифную нагрузку на пассажиров. "В основных условиях тендера, который проводит министерство, как регулятор, заложено обязательство не повышать тариф в течение срока действия договора, даже если есть убытки. Но мы имеем право обратиться за субсидией, что в данном случае и сделаем", – пояснила "Гудку" главный экономист ТОО "Пассажирская компания "Туран Экспресс" Санжана Канлыбаева.

В компании посчитали, что убыток начиная с апреля составит порядка 20 млн тенге (3,6 млн руб.). Анализ будет представлен в министерство. "Туран Экспресс" обеспечивает перевозки пассажиров по трем регулярным маршрутам из Алматы в Петропавловск, Капшагай и Узынагаш, а в летний период работает дополнительный поезд Алматы – Достык.

Как уточнила Санжана Канлыбаева, выпадения доходов не избежать и другим частным перевозчикам, так как все они работают на тех же тендерных условиях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152007.04.2018