17-07-21 / 2021
Новости отрасли
Дотянули до последнего

Перевозкам грузов на Украине угрожали простои из-за дефицита нефтепродуктов

"Укрзализныця" (УЗ) заключила рамочное соглашение на поставку 200 тыс. тонн дизельного топлива общей суммой 5,3 млрд грн (порядка 160 млн евро). Тендер проводился по ускоренной переговорной процедуре, поскольку компания второй раз за год столкнулась с нехваткой горючего. Из-за отсутствия топлива по состоянию на 30 июня от работы отставлено более 100 локомотивов. Убытки от простоев УЗ оценивает в 7,9 млн грн в сутки (около 240 тыс. евро).

Глава Департамента управления движением УЗ Александр Ткаченко в конце июня направил письмо руководителю филиала компании "Центр обеспечения производства" с просьбой обеспечить региональные филиалы топливом и не допустить полной остановки движения поездов. По его словам, динамика прироста "брошенных" и отставленных в резерв тепловозов из-за дефицита топлива растет в геометрической прогрессии.

"Полная остановка движения грозит Ивано-Франковской и Ровенской дирекциям Львовского регионального филиала, стыку Камыш-Заря Приднепровского регионального филиала. Из-за нехватки топлива по состоянию на 30 июня на станционных путях отставлено 59 грузовых поездов, в резерв железной дороги отправлены 38 магистральных и 85 маневровых тепловозов", – заявил Александр Ткаченко.

О резком сокращении дизельного топлива УЗ заявила еще в апреле. Компания была на грани ограничения движения. Проблемы с обеспечением горючего были связаны с отказом поставщиков отгружать дизтопливо по ранее заключенным контрактам из-за роста цен на горючее. УЗ пришлось провести тендер по ускоренной переговорной процедуре, и всего за сутки компания заключила контракт с пятью предприятиями на поставку 50 тыс. тонн дизтоплива.

Руководство УЗ после возникновения риска прекращения движения поездов попыталось принять меры для предотвращения подобных ситуаций. Так, компания заявила о готовности с мая этого года перераспределить основные пути поставок нефтепродуктов и транспортировать большую их часть через морские порты Украины.

По словам и.о председателя правления Ивана Юрика, у перевозчика есть все ресурсы, чтобы обеспечить вывоз из портов до 200 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц с последующим увеличением.

"В рабочем парке УЗ находится 1,3 тыс. цистерн, в том числе для перевозок светлых нефтепродуктов – 952 единицы. В ближайшее время мы планируем отремонтировать и задействовать еще до 300 цистерн ежемесячно", – рассказал Иван Юрик.

Экс-директор по экономике, финансам и развитию бизнеса УЗ Андрей Рязанцев считает, что критическая ситуация с топливом может принести более 200 млн грн убытков для самой железной дороги. Учитывая письмо Департамента управления движением, у компании оставалась суточная норма топлива.

Всего Украина использует около 7 млн тонн дизельного топлива в год. УЗ является крупнейшим потребителем и заключает контракты на поставку в среднем по 400 тыс. тонн в год. Однако рынок дизельного топлива страны на 85% состоит из импорта. Участники топливного рынка прогнозируют дефицит ресурса. Нехватку топлива они связывают с неопределенностью по поводу ожидаемых поставок "Роснефти" и с новостями о плановых ремонтах на белорусских нефтеперерабатывающих заводах.

Эксперты отмечают, что УЗ необходимо прежде всего усовершенствовать систему закупок. "Проблема УЗ традиционна – нежелание менеджмента сделать прозрачным и надежным механизм закупок, который был бы всем понятен и страховал от таких случаев, – считает директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. – Компания внедрила формульное ценообразование, которое страхует поставщиков от рисков. Однако не довела эту реформу до конца – не сделала график отгрузок топлива. Почему в начале года не провести процедуру, в которой расписать лоты, условно говоря, на год? Тогда каждый поставщик будет точно знать, когда он должен сделать поставку".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152017.07.2021