19-06-21 / 2021
Новости отрасли
Достык увеличивает мощность

На ключевом пограничном транзитном переходе Казахстана и КНР открылся новый терминал В Казахстане на приграничной станции Достык в начале июня открылся новый перевалочный терминал для обработки транзитных грузов. Прибывающие контейнеры здесь будут перегружать с узкой колеи 1435 мм (стандарт, действующий в КНР) на широкую – 1520 мм, а также формировать полносоставные маршрутные контейнерные поезда сообщением Китай – Европа. На первом этапе терминал сможет обрабатывать до 160 тыс. ДФЭ в год, в дальнейшем его мощности планируется увеличить в четыре раза.

Новый контейнерный терминал находится в 6 км к западу от станции Достык, рядом с пограничным переходом Достык – Алашанькоу, через который проходит основной транзитный грузопоток по направлению Китай – Европа. Его строительством занималась компания Dostyk TransTerminal, выкупившая под эти цели земельный участок в 1500 га. Размер вложенных средств и источники финансирования в организации не разглашают.

Строительство на выделенном участке началось летом 2020 года, и к июню текущего года был закончен первый этап работ. На территории терминала провели два разноколейных пути для перевалки транзитных грузов, оборудовали эстакаду для рефрижераторных контейнеров и площади для складирования.

Для перегрузки контейнеров установлены два ричстакера грузоподъемностью 46 тонн, предполагается, что в октябре к ним добавится третий.

С 4 июня новый терминал работает в штатном режиме и принимает по пять-шесть контейнерных поездов в сутки. Как стало известно "Гудку", в отличие от других терминалов, действующих на Достыке, здесь могут сразу обрабатывать и перегружать полноценный состав, поскольку это позволяет длина путей. При этом маршрутный поезд формируется непосредственно на территории терминала, а не на станционных путях, и состав выводится на станцию уже готовый к отправлению.

Грузоотправители и перевозчики могут оформлять перевозочные документы в режиме единого окна. "Наша компания внедряет систему TOS, которая позволяет работникам терминала производить сбор, централизованную обработку информации и выдавать результаты расчета, например стоимость терминальной обработки, учет расхода топлива, материалов и прочее", – поясняет руководитель проектного офиса ТОО Dostyk TransTerminal Бауржан Дузбаев.

Открытие терминала – первый шаг к созданию индустриально-промышленного комплекса и сухого порта поблизости от погранперехода Достык – Алашанькоу. Как рассказал "Гудку" Бауржан Дузбаев, предусмотрено еще три очереди строительных работ. "По итогам первого этапа производственная мощность терминала составляет 160 тыс. ДФЭ (эквивалент 20-футового контейнера). На втором этапе мощность увеличится еще на 160 тыс. ДФЭ, на третьем – на 300 тыс. ДФЭ. Четвертая очередь предусматривает модернизацию второй очереди и рост еще на 80 тыс. ДФЭ. В результате производственная мощность терминала составит 700 тыс. ДФЭ", – отмечает Бауржан Дузбаев.

Как следует из презентации проекта, опубликованной на сайте Dostyk TransTerminal, расположение земельного участка позволяет подвод автомобильных дорог и железнодорожных путей, в частности рассматривается вариант альтернативного выхода на магистраль. "Примыкание к перегону разъезд № 19 предоставит прямой выход на ширококолейную магистраль, минуя заезд на станцию Достык", – уточняется в презентации.

Согласно документу, на финальной стадии на территории терминала будут введены в эксплуатацию три пары разноколейных погрузочных путей, склад для опасных грузов, маневровый парк для обслуживания промышленной зоны и сухого порта. В данный момент уже началось строительство второй очереди терминала. "Функционирование нового терминала как современного логистического хаба способствует повышению конкурентоспособности транспортного маршрута через станцию Достык, что особенно важно в условиях динамично развивающихся контейнерных перевозок по направлению Китай – Европа", – отмечает Бауржан Дузбаев.

В операторском сообществе Казахстана прогнозируют дальнейший рост транзитных контейнерных перевозок по направлению Китай – Европа, в частности через погранпереход Достык – Алашанькоу. По словам генерального директора PTC Cargo (компания управляет новым терминалом на станции Достык) Шынгыса Тулеушина, даже несмотря на пандемию, в прошлом году контейнерные перевозки показывали устойчивый рост, в то время как по универсальным грузовым вагонам, например, был некоторый спад. "По направлению Китай – Европа в 2020 году был рост контейнерных перевозок более чем 60% в сравнении с 2019-м. С начала 2021 года этот тренд продолжается – мы видим рост спроса на маршруты в Европу и Центральную Азию. Это говорит о том, что многие клиенты переориентировались на контейнерные перевозки с других маршрутов, например морских", – считает Шынгыс Тулеушин.

Заместитель генерального директора транспортно-логистической компании "Транко" Сергей Анашкин отмечает, что развитие частных перевалочных терминалов практикуется во многих странах, в том числе в Казахстане и России. В данном случае это необходимо для увеличения пропускной способности приграничной станции. "Развитие терминальной инфраструктуры за счет частных средств – нормальная практика. Рост контейнерных перевозок повышает привлекательность инвестиций в развитие соответствующей инфраструктуры", – прокомментировал "Гудку" Сергей Анашкин.

Как следует из сообщения "Казахстан темир жолы", опубликованного на официальном сайте компании, в настоящее время по станции Достык ведется строительство четырех новых и модернизация двух существующих перегрузочных терминалов. Так, казахстанская транспортно-логистическая компания Eurotransit в этом году приступила к строительству своего железнодорожного терминала на станции Достык. Его открытие ожидается в 2022 году. "Реализация этих проектов позволит увеличить мощность по перегрузу контейнеров на станции с 344 тыс. ДФЭ до 1,7 млн ДФЭ в год к 2025 году", – говорится в пресс-релизе.

Обновление терминально-складской инфраструктуры на станции Достык предусмотрено государственной программой инфраструктурного развития "Нурлы Жол" на 2020-2025 годы. Согласно этому документу, недостаток инфраструктурных мощностей входит в число основных факторов, сдерживающих развитие транзитных контейнерных перевозок. Имеет место недостаток как соответствующего подвижного состава, так и терминальной инфраструктуры для хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных операций.

Как сообщают в КТЖ, во втором полугодии 2021 года предусмотрено строительство второго пути на перегоне Достык – разъезд № 19, приемо-отправочных путей на разъезде № 19 и удлинение приемо-отправочных путей на станции Тагынкара. "Реализация намеченных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность основного транспортного коридора Казахстана по маршруту Китай – Европа", – отмечают в "Казахстан темир жолы".

Отметим, что из-за пандемии работа самого пограничного перехода оказалась ограничена.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.06.2021