16-10-18 / 2018
Новости отрасли
Доставку доведут до автоматизма

ОАО "РЖД" развивает автоматизированные системы управления грузовыми перевозками и складскими мощностями. В холдинге также планируют наращивание собственного автомобильного парка.

Цифровые технологии позволят равномерно распределить грузы на сети. Участники международной научно-практической конференции "Развитие клиентоориентированного сервиса транспортно-логистических услуг на основе цифрового управления перевозками грузов в РФ и в международных транспортных коридорах", организованной в минувшую среду некоммерческим партнерством "Гильдия экспедиторов", отметили необходимость перевода всех данных о перевозочном процессе в электронный вид.

Как отметил в своем докладе заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" Евгений Стуров, находясь в условиях конкурентного рынка, необходимо искать эффективные способы управления всеми ресурсами компании. Для этой цели РЖД разрабатывает автоматизированную систему управления терминально-складским комплексом. Планируется перевести информацию о всех процессах, которые происходят на терминалах и складах, в электронный вид. Система будет в автоматическом режиме корректировать данные о перерабатывающих способностях терминала.

В 2019 году планируется ввод системы в эксплуатацию на 68 грузовых дворах. Объем необходимых инвестиций в 2019–2020 годах составит около 1,97 млрд руб.

Начальник отдела организации логистики перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Николай Решетов рассказал о разработках РЖД, которые позволяют в автоматическом режиме планировать подвод поездов на грузовые станции. Проект реализуется с использованием модуля "ДИЛС" автоматизированной системы управления совместно с портом Новороссийск.

"Мы хотим также использовать "ДИЛС" для прогноза потребности в локомотивах, потому что на данный момент приходится искать их для уже утвержденного плана перевозок", – отметил Николай Решетов. По его словам, в 2019 году холдинг планирует разработать нормативы объема грузов для различных участков сети. В случае если на терминале или складе будет находится объем грузов, который превышает норму, в оперативном режиме можно будет подать тягу для перераспределения грузов.

Заведующий отделением развития транспортного рынка АО "Институт экономики и развития транспорта" Алексей Замковой отметил, что в своей работе холдинг использует прогнозы потребностей клиентов в железнодорожных перевозках, которые составляет институт.

"Методология расчета перспективной грузовой базы формируется на основе принципов транспортно-экономического баланса. Методология разработана по заказу Министерства транспорта. В расчетах учитывается два основных направления – обеспечение потребностей экономики и обеспечение государственных функций в сфере грузовых перевозок, – рассказал Алексей Замковой. – Говоря о железнодорожной составляющей, учитываются две группы факторов – внутренние перевозки (составляют 60% от общего объема), где оцениваются потребности развития экономики и потребности в перевозках разных видов грузов, и внешние (импортные, экспортные и транзитные – 40% грузооборота) перевозки. Кроме того, учитываются планы по развитию смежных и альтернативных видов транспорта".

По словам Алексея Замкового, основой прогнозов является сбор информации о спросе на железнодорожные перевозки. В РЖД запрашивают клиентов о том, какие перевозки планируются в обозначенный период времени. Эти данные тем не менее требуют верификации, которая осуществляется с учетом законов межотраслевого баланса.

"В результате получаются матрицы по потребностям на железнодорожные перевозки. Такие матрицы сдаются в РЖД по отдельным видам сообщения, по субъектам отправления и получения, отдельным родам грузов. Это позволяет иметь сценарный прогноз загрузки железнодорожной инфраструктуры при разных вариантах развития экономики. Базовый прогноз развития мы берем от Министерства экономического развития и самостоятельно просчитываем иные прогнозы, в том числе с использованием данных от мировых экспертов", – пояснил он.

Как считает Евгений Стуров, проблемой при организации грузовых перевозок также является система взаимодействия видов транспорта.

"Задачи, поставленные руководством РЖД, предполагают организацию интермодальных и сквозных перевозок. Это вопрос, связанный с наращиванием у РЖД автомобильного парка и интеграции в логистический процесс наших основных конкурентов", – подчеркнул он.

Алексей Замковой также отметил необходимость синхронизации развития портов и железных дорог, а также взаимодействия со структурами, которые отвечает за автомобильный и трубопроводный транспорт.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти АО "ОТЛК ЕРА" Лариса Коршунова в качестве примера привела успех проекта мультимодальных контейнерных перевозок из Китая через порты Калининградской области, которые организует оператор. По ее словам, перевозки конкурентоспособны по транзитному времени и стоимости. Директор по развитию бизнеса АО "РЖД Логистика" Денис Мазурин рассказал о последних проектах компании, которые также позволяют конкурировать с морским транспортом.

"Сроки транзита из Китая в Европу составляют порядка 12–14 суток. В этом мы имеем самое большое конкурентное преимущество по сравнению с морским транспортом. После первой перевозки по Северному морскому пути, которая заняла около 28 суток, мы понимаем, что он не станет нашим конкурентом", – утверждает он.

Как рассказал заместитель главного инженера Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Юрий Суродин, ЦФТО, в свою очередь, сосредоточило внимание на использовании безбумажного документооборота на международных направлениях.

"С 1 января 2019 года вступит в силу закон, который позволит осуществлять перевозку грузов на экспорт по электронным накладным. Речь идет о том, что участник внешнеэкономической деятельности может оформить таможенную декларацию в электронном виде, и она направляется в информационную систему Федеральной таможенной службы", – пояснил он. Таможня, со своей стороны, предоставляет отметки в электронном виде, и они отображаются в системе ЭТРАН. Оптимизация экспортных перевозок требует и упрощения таких процедур, как проверка сертификатов качества продукции. По словам Юрия Суродина, РЖД сотрудничает с Россельхознадзором – ведомство предоставило холдингу доступ к базе сертификатов, чтобы автоматизировать и процесс проверки продукции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.10.2018